Если ребёнок не хочет учиться

Как правильно воспитать своё чадо

Здравствуй, Вика! Посоветуй, что делать: 16-летняя дочь совсем не хочет учиться! ГИА сдала с трудом, брали репетиторов по трем предметам, я водила ее на занятия за руку, сидела рядом, иначе она бы не пошла, а деньги потратила на свои нужды.

До 8-го класса училась на 4 и 5, потому что я сидела дома с младшей дочкой и держала старшую под контролем, делала с ней уроки, трясла за каждую тройку. А с 14 лет, когда я вышла на работу, она слетела с катушек. Отцу заниматься детьми некогда, работает с утра до ночи. Я тоже на службе устаю, и весь дом на мне. Дочь стала прогуливать. Пробовали провожать в школу, сбегала после первого урока. Договорилась с охраной, чтобы не выпускали на улицу на переменах, так она даже зимой вылезала в окна. В 10-й класс в старой хорошей школе ее не взяли, перешли в другую, попроще. Обещала, что возьмется за ум. Предложение освоить какую-то специальность в колледже отвергла: «Я не дебилка, хочу получить аттестат!» Поверили. Но только начался учебный год, опять пошли пропуски. Дома ничего делать не заставишь, сидит за компьютером. Разве что выгуляет вечером пса, и то потому, что собирается их тусовка «собачников». Самое поразительное, что девочка способная, прекрасная память, в детстве стихи запоминала с лету. Начала покуривать - с этим можно мириться, если бы училась. Наказывали, лишали карманных денег, пробовали платить за примерное поведение. Не раз пыталась с ней серьезно поговорить о перспективах будущей жизни, о том, кем собирается стать. Говорит, что еще не определилась, ничем конкретно заниматься не хочет. Глядя на старшую дочь, беспокоюсь за ее 10-летнюю сестру. Хотя та учится почти на «отлично», со страхом жду подросткового возраста. Вика, надеюсь услышать от тебя, какие ошибки мы допустили и что теперь предпринять.

Римма

Миллу ЙОВОВИЧ сделала звездой мама Галина ЛОГИНОВА, которая «забила» на собственную карьеру, чтобы водить дочь на кастинги и уроки мастерства

Дорогая Римма! Скорее всего, по отношению к старшей дочери ты слишком туго «завинчивала гайки», а когда тотальный контроль ослабел, девочка почувствовала свободу и воспользовалась ей по полной программе. Все потому, что ей не был привит навык самостоятельности.

Контролировать, конечно, надо и помогать тоже, но только если ребенок сам об этом попросит. Разобравшись в вопросе, вызвавшем затруднение, нужно дать малышу возможность самостоятельно найти решение. Важно укрепить в человечке уверенность, что при определенных усилиях он справиться с любым заданием. Дальше он будет сам стараться, стремиться к успеху, к хорошим оценкам и заслуженной похвале.


Родители - не надзиратели

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ, которого должны придерживаться родители: с самого начала школьной жизни надо приучать ребенка к самостоятельности и ответственности. К тому, что учеба - его обязанность и делает это он не для мамы с папой, а для себя.Твоя же дочь чувствовала себя как раб на галерах, который гребет и гребет, потому как бежать некуда. Она привыкла выполнять домашние задания с тобой, к тому, что подскажешь и подправишь, где надо. А когда мамы рядом не оказалось, наверняка готовилась через пень-колоду, какое-то время выезжая за счет хорошей памяти на услышанное от учителя. Вот эти первые ростки разгильдяйства ты и упустила, считая, что ребенок уже направлен на правильную стезю, и спохватилась, когда девочка стала открыто сачковать от уроков. А ведь пропуск даже одного занятия с новым материалом - тропинка, за которой разверзается пропасть. Ребенок приходит на следующий урок и ничего не понимает. Он испытывает животный ужас, старается втиснуться под парту, лишь бы не вызвали к доске. Дальше - больше. Наступает момент, когда он уже не в силах переступить порог школы. А если привели насильно, старается сбежать, как узник из тюрьмы.

На корт ШАРАПОВУ привёл папа. Фото: © Reuters

ПРАВИЛО ВТОРОЕ:пропущенный по болезни или иной причине материал нужно незамедлительно «нагнать».Вам некогда или не разбираетесь в вопросе? Зовите на помощь школьных друзей ребенка или договоритесь с учителем о дополнительных занятиях. Сделайте все, чтобы новая тема у вашего отпрыска «отлетала от зубов». Чаще всего прогулы начинаются именно по причине страха. Дети, особенно подростки, боятся выглядеть идиотами в глазах сверстников. Вместо двоечника-лузера они начинают изображать сознательного разгильдяя-героя: «Не учусь, потому что забил на вашу школу». Но стоит вынырнуть из учебного провала, и побеги с уроков прекратятся.Можно принудить человека выполнить физическую работу - убрать, постирать. Заставить учиться невозможно. Он будет тупо смотреть в учебник, ничего не запоминая. Усилия напрасны, пока у ребенка не появятся интерес и мотивация к получению знаний. Твой пример, Римма, - калейдоскоп типичных ошибок. Наказывали дочь, уговаривали, пытались поощрять - все впустую. Но ведь родители - не надзиратели в исправительной колонии. Они должны не исправлять ребенка, а с самого рождения лепить из него гармоничную, культурную, высокодуховную личность, развивать в нем любознательность и тягу к познанию нового. В выходные нужно ходить с ребенком не только в кино и «Макдоналдс», но и на выставки, в театры, музеи. Выезжать на природу (возьми на заметку с младшей дочерью). Надо читать ребенку вслух не подписи под картинками-комиксами, а детскую классику, народные сказки.

Николь КИДМАН родители в три года отправили заниматься балетом и музыкой, в пять - рисованием, в девять записали на курсы пантомимы, уроки декламации и в драматический кружок

И продолжать «семейные чтения», даже когда отпрыск научится складывать буквы самостоятельно. Привыкнув воспринимать на слух высокохудожественный текст, он будет более внимательно слушать и учителя в классе, разовьет память и грамотную речь. Для духовного воспитания незаменимыми являются воскресные школы - не только при православных храмах, но и при культовых объектах других конфессий. Каждый ребенок должен обязательно заниматься спортом, который дисциплинирует и приучает к упорному труду. Конечно, при нынешней напряженной жизни родителям нелегко выполнять эти требования. Но ведь не зря в православии воспитание детей называют родительским подвигом. Дав жизнь, мы обязаны вырастить Человека с большой буквы, как бы пафосно это ни звучало. Внимательно присматриваясь к своему чаду, замечайте, к какому делу или области знаний он проявляет повышенный интерес. Допустим, сам уговаривает вас поехать в зоопарк, часами простаивает возле клеток, наблюдая за животными, а дома штудирует книги по зоологии. Может быть, из такого ребенка получится прекрасный биолог, ветеринарный врач. Каждый малыш по-своему талантлив, нужно только вовремя этот дар почувствовать.

Отец МОЦАРТА заставлял его с четырёх лет зубрить сложнейшие фортепианные произведения

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: распознав талант ребенка в определенной сфере, родители должны помочь ему развить некое умение, которое будет его увлекать и выделять из толпы сверстников.Один научится хорошо петь, владеть музыкальным инструментом, другой станет звездой школьной хоккейной команды, третий начнет писать стихи, заниматься в литературном кружке, выпускать классную стенгазету и т.д. Почувствовав свое превосходство в одном деле, ребенок, особенно подросток, будет стремиться расширить зону своей успешности. Многие родители жалуются, что подросших детей не оторвать от компьютера. А вы и не оторвете никакими репрессивными мерами. Помочь может только новое увлечение, в котором подросток преуспеет. Кроме того, «сидит за компьютером» - слишком общие слова. У детей в Сети слишком разные интересы. Доминанта подростковости - стремление к лидерству в среде сверстников. И если человеку не удалось самоутвердиться на каком-то поприще, реальный шанс достичь высокого статуса среди друзей - стать докой в компьютерных делах. Нам кажется, что ребенок просто «щелкает клавишами».

Образованием МЕНДЕЛЕЕВА занималась мать, убедившая сына поступить в институт

А он в 14 лет уже овладел рядом непростых программ, допустим освоил PowerPoint. Или нашел обучающие уроки по рисованию. Но даже если он увлечен только компьютерными играми, не стоит однозначно оценивать их как вредное занятие. На онлайн-играх подросток учится работать в команде, находить общий язык с незнакомыми людьми, в том числе старшими по возрасту. Интерес к компьютеру может вылиться в хорошую профессию, если вовремя поставить ребенка на правильную стезю. Например, попросить взять над ним шефство кого-то из знакомых или родственников, которые с компьютером «на ты». Или оплатить чаду компьютерные курсы, занятия на которых он вряд ли станет пропускать.

Хирург ПИРОГОВ с благодарностью писал об отце-военном, разглядевшем и поддержавшем в нём страсть к учению

Отрезать пуповинуОднако вернемся к вопросу, что же тебе, Римма, делать со своей неуправляемой старшей дочуркой. На мой взгляд, нужно незамедлительно и очень серьезно с ней поговорить. Это в 12 - 15 лет подросток еще не способен к прогностическому мышлению. Для его разума непосильный труд - размышлять, что с ним будет через пять-шесть лет, да еще и подчинять непонятным перспективам сегодняшнюю жизнь. Человек, стоящий на пороге 17-летия, уже не ребенок и должен понимать, что будущая судьба находится в его собственных руках. Вы предоставили дочери возможности для учебы. Но если она отказывается, не нужно неволить. Не всем становиться врачами, юристами, педагогами. Кому-то нужно работать на конвейере, стелить полы, вставлять пластиковые окна. И если овладеть в совершенстве какой-то рабочей профессией, можно обеспечить себе нормальное существование. Объясните ей, что есть закон справедливости, по которому вы не обязаны кормить зарвавшуюся бездельницу. Каждый должен приносить свою долю в семью. Пока человек не работает, его «доля» - успешная учеба. Скачайте из Интернета сведения о профессиональных колледжах, находящихся в доступности, и предложите дочке приобрести профессию, которая не вызывает у нее отторжения. (В начале учебного года еще не поздно ее куда-нибудь устроить.) Не захочет учиться - пусть идет трудиться. Скорее всего, почувствовав на собственной шкуре, что нельзя получать нормальные деньги без хорошей профессии, девочка пересмотрит жизненные позиции.

Нянчась с великовозрастной деткой, вы делаете ей только хуже

КстатиРебенок может не успевать не только из-за лени, но и от хронической усталости. Многие стремятся, чтобы их дети учились в элитных школах, где нагрузка максимальна. Однако не каждому под силу в них учиться. И не потому, что ребенок глуп и недоразвит. У всех разные скорости мыслительных процессов, объем памяти, эмоциональное восприятие. Если ребенок в конце дня валится с ног, стал часто болеть, из-за плохих оценок у него снижается самооценка, лучше не насиловать природу и перевести его в школу, где учиться легче. Если человек способный и родители вовремя заметили и начали развивать его особый талант, он обязательно придет к достижению поставленных целей.