Китайский автомобиль: надежная тачка или ведро с болтами?
- Ехал вчера на такси, машина китайская - такая удобная, просторная! - восхищается коллега. - И водитель в восторге. Говорит, раньше на «шкодах» работал, так они в подметки этому Haval не годятся! Лучшая машина!
Я хоть и не таксист, но, в отличие от коллеги, автомобиль вожу, поэтому к подобным похвалам отношусь скептически. Помню, знакомый, купивший одного из первых «китайцев» на нашем рынке, сетовал, как быстро красивая и вроде мощная машина превратилась в ведро с гайками. Впрочем, с тех пор лет 15 прошло, наверное, чему-то инженеры Поднебесной уже научились.
Китайские автомобили все чаще занимают умы автовладельцев, заставляя их раздумывать о выборе между ними и подержанными «японцами», «немцами» или «корейцами». А что делать - как ни пытались иностранные производители удержать свой бизнес в России, приказам из Вашингтона перечить не смогли. Освободившуюся нишу радостно занимает Китай, клепая разнообразные модели с бешеной скоростью. Что радует - ошибки и недочеты принимаются к сведению и исправляются. Огорчает - что они есть, и порой значительные.
- Начнем с хорошего. Это давно не поделки из тут же ржавеющего металла и вонючего пластика, в которых непроизвольно открываются дверцы и отваливаются, пусть и не самые значительные, но нужные детали, - со смехом вспоминает былые времена китайского автопрома Алексей Герчаков. Раньше он заведовал корпоративным транспортом большой компании, а ныне владеет автосервисом. - Теперь это нормальные автомобили приличной сборки, с надежной в большинстве случаев техникой, хорошими ходовыми свойствами, проходимостью, просторными салонами, современной электроникой. К слову, о последней: все эти чипы и микросхемы, в основном же в Китае производятся, так что порой там «надевают все лучшее сразу», и выходит чересчур много для автомобиля: все эти ассистенты вождения, голосовые помощники, тачскрины, половина из которых не доработана.
Кроме того, у китайцев появились деньги на европейских дизайнеров и инженеров, и они больше не пытаются тупо внешне копировать разобранные на запчасти импортные автомобили, а действительно разрабатывают свои (на базе импортных, конечно, но все же).
Ну а теперь об основных недостатках:
- Меня пугает страсть китайцев к форсированным турбомоторам - зачем, они ж не «Феррари» делают! Такой двигатель слишком чувствителен к качеству топлива, расходует много масла, быстрее выходит из строя и в целом капризен в эксплуатации.
- Заигрались они в роботизированные коробки передач и вариаторы. Эти сложные агрегаты китайцам не совсем по зубам, они и у европейцев с японцами неидеально работают. Может, проще надо быть?
- С металлом, конечно, стало гораздо лучше. И даже оцинковку делают. Но одни - слишком тонкую, другие - крышу и капот обходят, третьи технологию не соблюдают. А главное, мы сейчас не сможем оценить точно ее качество, последствия будут видны только лет через пять, точнее зим - с нашим климатом и реагентами.
- Энергоемкость подвески не всегда соответствует размерности колес, хромают шумоизоляция салона, эргономика сидений и даже в дорогих моделях часто не включен их подогрев. Китайцы редко ездят на дальние расстояния, машины у них, как правило, для города. А вот российские пассажиры жалуются на неудобство спинок заднего ряда, если поездка длится больше часа. Водителям же не нравится неустойчивость при перестроении на трассе, то есть на большой скорости, и нечеткая работа тормозов при экстренном торможении.
Отговаривать покупать «китайца» не буду: в нынешней ситуации, если вы хотите новый автомобиль, это неплохой вариант. Но посоветую тщательно проверять характеристики и комплектацию.
Краски пожалели
- Отличная завлекалочка для клиента - три - пять лет гарантии на новый автомобиль, - считает автомеханик Михаил Бурданов. - Но учтите, что деталь можно и несколько месяцев ждать, пока она из Китая придет. Такие случаи нередки: вроде новое авто купил, а ездишь на подменном. Ну и условия гарантии читайте внимательно, она может не на все узлы распространяться.
И еще: чем новее модель, тем сложнее найти на нее запчасти. Серьезными складами китайцы в России еще не обзавелись, от них детали едут долго, а из-за постоянного рестайлинга они часто видоизменяются, и в них легко запутаться. Кстати, даже обычные расходники вроде фильтров стоят на некоторые китайские модели дороже, чем для «европейцев». Задраны цены на кузовные элементы, а краску и лак на китайских заводах жалеют - наносят тонким слоем. Так что от случайно прилетевшего камешка может пострадать любая часть кузова. В общем, лучше сразу после покупки делать защиту покрытия, да и дополнительная антикоррозийка, особенно, нижней части, не помешает.
Понаехали тут!
В ноябре 2022-го в цехах бывшего завода АЗЛК снова начали собирать автомобили. До этого, трусливо поджав хвост, сбежал из России автоконцерн «Рено», занимавший территорию. Продал активы за рубль (это не шутка), конечно, оговорив возможность вернуться.
Теперь с перенастроенного французского конвейера сходят кроссоверы под названием «Москвич 3» и их электрические братья - «Москвич 3е». Российскими их не назовешь, потому что это китайские JAC JS4. В столице собирают конструктор из крупных деталей и лепят шильдик «Москвич» - тоже сделанный в Поднебесной.
Говорят, к 2025 году автомобиль на 70 процентов будет собираться из российских деталей. Но, кажется, мы наступаем на те же грабли, что и с «Суперджетом» - якобы отечественным, но из импортных компонентов. Ну ладно, сейчас с китайцами нормальные отношения. А если разладятся?
Протестировавшие новый «Москвич» отзываются о нем как об обычной, без затей, машине. Косяки конечно, есть. Но в целом для тех, кому ехать, а не шашечки, может подойти, если 2 млн руб. не жалко. Впрочем, шашечки тоже будут: принадлежащий московскому правительству завод подписывает контракты на поставку в такси, каршеринг, полицию и городские службы.
Только факт
- Пока конвейер не переделали под «москвичи», узлы вручную катили друг к другу на тележках.
За морем телушка - полушка
На фоне стоимости европейских и японских авто (от 4 млн руб.) китайцы как бы дешевые. Но меньше чем за 2 млн нормальную комплектацию сейчас не купишь. Самое обидное, что на родине они гораздо дешевле. Однако за время пути до России цена возрастает в 1,5-2 раза. Жители восточной части нашей страны раньше могли заказывать авто прямо из Китая (кстати, модели, собранные для их рынка, качественнее, единственный их минус для России - отсутствие пакета зимних опций). Но сейчас это сложно, да и в цене выигрыша практически нет.
«Красное знамя» Си Цзиньпиня
В конце мая в Москве презентовали премиальный седан HONGQI H9 и внедорожник-электромобиль HONGQI E-HS9. Это бренд, входящий в концерн FAW, и именно на автомобиле такой марки ездит председатель Компартии Китая Си Цзиньпин. Произносится «хон чи», в переводе - «красное знамя».
Так вот на мероприятии официальные китайские лица рассыпались в витиеватых благодарностях советским инженерам, в частности, специалистам ЗИЛ, которые когда-то помогали создавать китайскую автопромышленность. Поучительная история. ЗИЛ снесен и застроен бетонными коробками, на АЗЛК лепят к китайским автомобилям шильдик «Москвич», а треть нашего рынка занята машинами из Поднебесной.
Ушли, но мечтают вернуться
Автоконцерны были, пожалуй, самыми стойкими из иностранных компаний и даже голос подавали: мол, не будем к санкциям присоединяться. Конечно, кто ж в трезвом уме захочет терять такой большой рынок, как российский!
Первыми сдались немцы - свалили, продав заводы и активы. За ними ушли в закат японцы: сейчас только Suzuki продолжает деятельность в России, и то только потому, что некоторые ее модели собираются в нормальной стране - Венгрии. В апреле 2023-го ужесточила ограничения на экспорт в Россию Южная Корея, запретив ввозить автомобили и запчасти стоимостью выше $50 тыс. (чуть более 4 млн руб.). Более дешевые авто пока продаются: недавно поступила партия Hyundai Sonata(от 3 млн руб.) и малышек Hyundai i20 (от 2,4 млн руб.) - правда, эти завезли по схеме параллельного импорта. По ней же идут к нам «немцы» и «японцы», но цены заоблачные, а гарантия в этом случае не положена.
При этом подержанные авто под санкции не попадают (где логика?). Японские власти недавно пытались прогнуться и их тоже запретить, но восстали все главные автоконцерны - Nissan, Toyota, Honda, Suzuki, Mazda, Lexus. Впрочем, проблемы с запчастями делают владение бэушными машинами слишком рискованным. Доля выставленных на продажу «немцев» и «японцев» на рынке подержанных машин в России в последнее время выросла.
АвтоВАЗ накажет жадных дилеров
Автодилеры пользуются ситуацией и задирают цены даже на отечественные автомобили. Недавно наделала шума история с тремя компаниями, накинувшими к рекомендованной цене Lada Vesta NG 600 тыс. руб. ФАС отчего-то сговора не заметила и молчит, будто ее не существует. Офигевший от такой наглости АвтоВАЗ сам начал проверку, а пока перестал отгружать товар жадным дельцам - столичным дилерам «АвтоГЕРМЕС», «ТоргМаш» и «ТЕХИНКОМ». Если выяснится, что они уже продали автомобили по завышенным ценам, им влепят штраф и разорвут контракт на поставку.
Кстати
- Когда автомобильный рынок начал восстанавливаться после ковидной пандемии, доля китайских машин в России была около пяти процентов. Сейчас - 35.
- Оба специалиста на вопрос, какой китайский автомобиль купили бы сами, дружно назвали марку Geely. Этот китайский концерн в 2010-м выкупил Volvo, и на законных основаниях пользуется его технологиями.