Предприниматель, автор стриминговых трансляций спортивных событий о том, как занять свою нишу в интернет-вещании.
В Москве прошел форум по видеопроизводству и видео-маркетингу VidMK 2022. Отдельной темой стало онлайн-вещание, так как интернет-площадка сегодня существенно потеснила телевидение. Современные технологии позволяют размещать на ней прямые трансляции самых громких и долгожданных событий, что особенно актуально для спортивных матчей. Сделать трансляции более зрелищными, чем на ТВ, при этом не потеряв качество — задача «со звездочкой», которая под силу только лучшим представителям индустрии, таким как Александр Тропарёв — основатель и руководитель компании Олимп-ТВ (г. Санкт-Петербург). Его трансляции для клуба ХК Динамо Санкт-Петербург были признаны Высшей хоккейной лиги лучшими. Александр стал победителем престижного конкурса The Best Business Awards 2022 в номинации «Лучший предприниматель в сфере спортивного интернет-вещания». Мы поговорили с ним о том, как достичь такого успеха и конкурировать с ТВ за зрителя.
Все на спортивный матч... в интернет!
Первыми транслировать матчи в прямом эфире по телевизору начали англичане в 1938 году. В СССР впервые спортивную трансляцию показали в послевоенном 1949 году. Пока зрители сидели под проливным дождем на трибунах, болельщики у экранов телевизора впервые наблюдали игру между столичным ЦДКА и минским «Динамо». В 1998 началась эра интернет-вещания, вначале доступное лишь медиа-корпорациям. Но с развитием технологий уже в начале 2000-х возможность вести онлайн-трансляции появилась и у других игроков.
Александр Тропарёв одним из первых начал развивать это направление в России еще 10 лет назад. В то время он был далек от мира телевидения и съемок, строил профессиональную спортивную карьеру, став мастером спорта по легкой атлетике. Съемка соревнований на тот момент была его хобби. Отснятый материал спортсмен размещал на просторах интернета, в соцсетях. Позже Александр Тропарев начал вести прямые эфиры с чемпионатов по легкой атлетике в интернете.
С развитием технологий и пользовательской активности, стримы стали уже не развлечением, а востребованной услугой. Александр в этом значительно преуспел, его онлайн-трансляции в интернете были настоящим шоу, которое приковывало внимание зрителей. Сотрудничество ему начали предлагать крупнейшие российские спортивные клубы и федерации: Федерация хоккея, Федерация настольного тенниса, Всероссийская федерация легкой атлетики, ФК и БК Зенит Санкт-Петербурга и другие.
«Спорт сопровождает меня всю жизнь, поэтому мне легко ориентироваться в этой теме. И заказчику, будь то федерация или спортивный клуб гораздо комфортней общаться с нами на одном языке», Александр Тропарёв.
Времена, когда люди довольствовались картинкой «с телефона», давно прошли. Сегодня от онлайн-трансляций требуется качество телевизионного уровня. Александр Тропарёв на форуме по видеопроизводству и видео-маркетингу VidMK 2022 поделился с коллегами, как добиться «живой картинки», цепляющей зрителей в интернете. Сегодня для этого существует множество технических возможностей. Если раньше это было привилегий телевидения, то сейчас онлайн-стримы, которые дали возможность наблюдать за спортивными событиями из любой точки мира, составили ему серьезную конкуренцию. Особенно если учесть весомый демпинг цен: организовать интернет-трансляцию обходится гораздо дешевле.
Новая подача!
За 70 лет специалисты ТВ накопили большой опыт в ведении прямых трансляций. Александр при создании видеоряда взял его за основу. Зачем изобретать велосипед, если уже давно известно, как расставлять на стадионе камеры, как переключать планы и т. д.
«На самом деле большинство решений придумано еще до нас большим телевидением. Наша задача максимально адаптировать то, что вы можете увидеть в телевизионной трансляции к интернет-эфиру, при этом за гораздо меньшие деньги», — говорит Александр Тропарёв.
Однако телевизионные трансляции достаточно консервативны, в то время как интернет-вещание позволяет экспериментировать. Так Александр Тропарёв начал придумывать новые форматы и методы проведения трансляций. Например, он впервые внедрил виртуальные студии, телемосты, интерактив между ведущими в студии и хоккеистом на раскатке, а также включения в перерывах, чтобы удержать внимание зрителей и не отпускать их от экрана. Ничего подобного никто в российских эфирах до него не делал. Но впоследствие его приемы начали копировать коллеги. Причем, Александр не ограничивается только организацией онлайн-вещания с матчевых игр, а выполняет работу «под ключ».
«Когда дело доходит до совместной работы с федерацией или клубом, приходится брать на себя работу с соцсетями и дизайну. Так как это все идет в одной связи с проведением трансляции. Таким образом, я освобождаю организаторов от дополнительных задач, предоставляя им возможность заниматься собственно созданием самого события — спортивного праздника», — отмечает Александр Тропарёв.
Такой комплексный подход позволил его команде делать качественные трансляции и быть готовым к любым форс-мажорам. Прямой эфир — это всегда определенный риск, ведь нельзя исключать технические сбои. Но благодаря слаженной команде, даже если случаются технические неполадки — отказ ведущей камеры, например, или обрыв кабеля, поломка конвертера, потеря питания, то для зрителя они незаметны, так как срочно дается команда другому оператору сменить ракурс и заменить ведущий план.
Победы
В итоге трансляции Александра Тропарёва стали не просто популярными в сети. Онлайн-вещание с матчей хоккейного клуба Динамо (Санкт-Петербург) три года подряд признавались Высшей хоккейной лигой лучшими. Сейчас он задает высокую планку для всей индустрии не только в технической составляющей, но и задает тренды в содержании трансляций.
Как «Лучший предприниматель в сфере спортивного интернет-вещания» Александр стал победителем престижного конкурса The Best Business Awards 2022 в соответствующей номинации. Эта одна из самых престижных и авторитетных бизнес-премий. В ней принимают участие лучшие представители предпринимательства со всего мира, а в жюри — эксперты международного класса. Среди них Роман Лобашов, который является креативным продюсером телеканала «Моя Планета», Дмитрий Катунин — это ведущий разработчик компании Investorlift, Алена Александрова — главный редактор журнала Fresh и др.
Главная задача этого конкурса — определить лучших предпринимателей в своей отрасли и также наладить взаимовыгодное сотрудничество. В бизнесе такой нетворкинг — это очень важный аспект, потому что на таких мероприятиях можно найти партнеров для проведения совместных коллабораций, для других форм продвижения и развития бизнеса.
«Для меня нетворкинг необходим, так как я работаю на стыке спортивной и медиасферы. От того, какой я создам контент, как правильно его продвину, на каких площадках, зависит успех моей компании по организации интернет-вещания матчей», — говорит Александр Тропарёв.
Грамотный маркетинг особенно актуален в связи с тем, что за последние несколько лет серьезно выросла конкуренция. Появляются новые игроки, растут опытные продакшены, отмечает Александр. Если в начале его пути для продвижения своих услуг был достаточно сарафанного радио, то сегодня, когда выросла конкуренция, появилась необходимость вкладывать инвестиции в рекламу, социальные медиа, принимать активное участие в мероприятиях, посещать специализированные выставки, чтобы быть в курсе технологических трендов в отрасли. Уже сейчас Александр планирует участие в новой выставке «NAB» в Лас Вегасе. Ведь там будут представлены новейшие технологии и ИТ-решения в организации онлайн-трансляций, за которым будущее интернет-вещания.
Автор: Анна Попова