Сколько сейчас зарабатывают на Высоцком?

Сегодня в России отмечают День памяти поэта, ушедшего из жизни 32 года назад

Сегодня в России отмечают День памяти поэта, ушедшего из жизни 32 года назад

Сегодня в России отмечают День памяти знаменитого артиста и поэта: ровно 32 года назад не стало Владимира ВЫСОЦКОГО. Его имя и сегодня остается популярным и востребованным. Его песни, фильмы на виду и на слуху. Но кроме духовного интереса к творчеству барда существует и материальный: на Высоцком, оказывается, можно хорошо зарабатывать. К примеру, прибыль от ретро-драмы «Высоцкий. Спасибо, что живой» при бюджете в $12 млн. по оценке авторитетного портала Kinibuziness.com составила  в России $27.98 млн., в Украине - $2.68 млн, в Германии и Австрии — $0.36 млн. Общая сумма сборов картины - 650 миллионов рублей! А четырехсерийная телевизионная версия, которая вот-вот должна выйти на экраны, обещает стать чуть ли ни самой кассовой в истории Первого канала.

Внук Семен в комнате-кабинете ВЫСОЦКОГО

Сколько стоит сегодня Высоцкий?

Если отвечать на этот вопрос сугубо прагматично, то можно привести слова сына Высоцкого Никиты из выступления в суде над коллекционером Геннадием Силкиным, нелегально продававшим фонограммы его отца: «Высоцкий стоит денег!» Кто бы спорил. На том суде Никита Высоцкий выиграл-заработал 104600 рублей. Подчеркнем – вполне законно! Что для 2003 года, согласитесь, совсем немало. И таких судов было несколько. Но «война» наследников великого барда с коллекционерами – особая тема.Кстати, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», созданный при непосредственном участии Никиты Владимировича, без преувеличения можно считать сегодня самым большим заработком на Высоцком. «Спасибо, что живой» собрал больше, чем любой другой успешный фильм последних лет: «Елки-2» и «Бой с тенью-3» в 2011-м, «Елки», «Тарас Бульба», «Наша Раша. Яйца судьбы», «Стиляги»,«Любовь-морковь»-1,2,3. И ничего кощунственно-предосудительного в этом нет. Кино – продукция чисто коммерческая.Марина Влади тоже не дремлет. Публично обругивая кинотворение сына Высоцкого, весной этого года она повторила свой вояж в Россию со спектаклем «Владимир, или Прерванный полет». На этот раз гастрольный тур проходил по крупным городам Урала и Сибири. Прибыль исчисляется десятками тысяч евро. Хотя интерес к таким моноспектаклям заметно падает.

 

Высоцкий с молотка

Коллекционеры-профессионалы об истинных ценах на все, что касается их кумира, предпочитают не распространяться - невыгодно им это. Считается, что обнародование конкретных цифр влечет за собой их рост, то есть со временем спрос будет только увеличиваться. Значит, повод для достойного капиталовложения довольно существенен. Автографы Пушкина, к примеру, стоят сегодня сотни тысяч долларов.Все связанное с именем Высоцкого со временем действительно в цене прирастает. Объясняется это возросшей ролью Интернета: имя Высоцкого упоминается на более чем 8 миллионов страниц! У Окуджавы или Евтушенко всего по миллиону. Превосходство лишь у Гагарина – 12 миллионов!Растут и цены на аукционах. Перед вами материалы с сайта Интернет-аукциона «Все звезды»:Рукопись сценария В.Высоцкого – 1100000 руб.Рукопись песни «Запомню оставлю в душе этот вечер…» - 490000 руб.Коллекционные фото Высоцкого – 20000 руб. Все это давно продано. Как и рукопись Высоцкого «Наброски к «Диалогу о спорте», написанному для сценария фильма «Спорт, спорт, спорт...». Ее цена – 82,5 тысяч рублей. А автограф песни «Честь шахматной короны в двух сериях», который ушел за 100 тысяч.Что уж говорить о коллекционных изданиях песен барда? Набор из 7-ми виниловых пластинок 1987 года выпуска, изданного в Америке, улетает с рук в считанные минуты за сумму не менее 2-х тысяч евро. За вышедшую в США в 1972 г. грампластинку-гигант Voice Records RTV 101R «Underground Soviet Ballads. VladimirVisotski» фаны готовы платить 1000$. В 70-х годах какой-то бывший наш соотечественник из Америки по фамилии Андреев «слепил» винил из посредственной записи Высоцкого. Тираж – неизвестен. Теперь так называемый «Андреевский альбом» стоит под 2000$.

Редкая фотография ВЫСОЦКОГО

Откровения Бориса Акимова

Но вот на вопрос: откуда подлинники рукописей могли появиться в миру, да еще и выставляться на аукционах, ответа нет. Известно, что практически весь рукописный архив Высоцкого хранится за семью замками в Российской государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).  На сайте Дома Высоцкого на Таганке висит информация, будто известный высоцковед Борис Акимов продает рукописи поэта на аукционах. Бориса Спартаковича фактически обвиняют в незаконном присвоении раритетов. А точнее - в воровстве. Да еще и с прямыми оскорблениями. Там же нелицеприятно поминается и имя Сергея Жильцова, сделавшего очень немало для популяризации творчества Высоцкого. Неужто музей – главный «государственный коллекционер» - таким образом унижает конкурентов из частного сектора?

Борис АКИМОВ

СправкаБорис Спартакович Акимов, он же Эрик Милоский - известный высоцковед, тесно общавшийся с Высоцким в последние годы его жизни и помогавший ему готовить тексты для книги стихов. Но всяческие подозрения его в воровстве Акимов отвергает: - Рукописей, как таковых, у меня нет. Остатки, по разным причинам не переданные Марине Влади, я вернул Семену Владимировичу, (отцу Владимира Высоцкого – Б.К.). Остальное отдал Никите. В том числе и те, что удалось добыть в процессе исследовательской деятельности – личные архивы интервьюеров, архивы театра и киностудий. Сейчас на руках имеются лишь один из вариантов «Райских яблок», который лично прикупил на аукционе, еще какой-то черновичок, да несколько типа договоров. Ну и мои списки, правленые им… Иногда всплывают кое-какие рукописи, с которыми люди обращаются ко мне как к специалисту. Но, дав свое заключение, обычно отсылаю их на аукционы. Денег таких, чтобы приобрести предлагаемое, у меня попросту нет...Конечно, я знаю, у кого что и где может иметься, (род деятельности у меня такой). Но обвинять меня в воровстве - глупость. 

На Ваганьковском кладбище

Закрытое наследие

История передачи рукописного архива Высоцкого в РГАЛИ, (в советское время -  ЦГАЛИ), связана с Мариной Влади. После того, как в августе 1980 года по ее просьбе известный фотожурналист Дмитрий Чижков переснял на даче Высоцкого его архив, вместе с негативами Марина улетела во Францию. Хотела опубликовать архив за границей. Не удалось. Но вопросы-то все равно остаются… Ведь с негативов печатались фотографии. Копии получили Валерий Янклович, Григорий Антимоний, Всеволод Абдулов.Марина Влади передала архив в ЦГАЛИ лишь летом 1982 года. Но специалисты знают, что некоторые вещи из переснятого к тому времени уже начали всплывать в частных архивах. В том числе и за границей... Как они там оказались? Где произошли утечки? Не из этих ли тайных хранилищ оригинальные рукописи появляются сейчас на российских аукционах?Та часть архива, которую Марина Влади передала в ЦГАЛИ, оценивается примерно как 60-70 процентов из всего рукописного наследия Высоцкого. Еще процентов пятнадцать приехало в Россию из Америки в 1999 году: блокноты, которые Влади передавала Иосифу Бродскому для публикации на Западе. В этом блоке оказалось порядка сотни стихотворений и песен, проза «Дельфины и психи», дневник 1975 года.Остальное было досдано при личной встрече директора РГАЛИ Татьяны Горяевой, ездившей к Марине Владимировне в Париж в 2005 году. Так в России теперь есть ее многолетняя переписка с мужем и редчайшие фотографии. Только народ увидит все это богатство ой как не скоро…

Владимир ВЫСОЦКИЙ, Марина ВЛАДИ

Архив Высоцкого растащили?

Когда-то сын Владимира Семеновича Высоцкого Никита, вступая в должность директора музея имени своего отца – ГКЦМ- (произошло это в 1996 году), изрек такую мысль: «… в музее работали люди, которые использовали Высоцкого на благо себе. Да еще  мешали сбору настоящей, правдивой информации… Булат Окуджава даже говорил мне о ларьке у Ваганьковского кладбища, на котором было написано: «Музей Высоцкого»… Только через два года мне удалось добиться, чтобы вывеску сняли. А ведь это было подразделение музея – торговали на кладбище…». Людей тех в музее давно нет.Вторая жена Высоцкого Людмила Абрамова в приватной беседе высказывалась, что после того, как музей покинули прежние его создатели, там не осталось ни единой живой рукописи – сплошные копии. Среди тех, кто, якобы, мог быть причастен к исчезновению оригиналов, Григорий Антимоний. Он эмигрировал из нашей страны лет 20 назад.

 

По некоторым сведениям по миру «гуляют» примерно 30-40 неизвестных широкой публике рукописей поэта. А в музее его имени, (по непроверенным сведениям), хранится всего лишь десятая часть его рукописного наследия. В воспоминаниях отца Владимира Высоцкого Семена Владимировича «след» Антимония явно прослеживается:- Но Антимоний взял у Марины копии рукописей Володи, которые украли у меня. Правда, украли всего 130 листов только, а остальное было в чемодане у Валерия Павловича Янкловича, а потом у Давида Боровского. А сейчас у этого Антимония доверенность Марины и получилось так, что от него все зависит: он может дать или не дать текст. И хотя срок доверенности закончился, он делает вид, что ничего об этом не знает. Лезет везде, лезет править стихи Высоцкого! Я ему позвонил и сказал: «Удавлю! – если будешь еще лезть не в свое дело». И он меня понял. Но представь, Валерка, сейчас с этим Антимонием работает Сева Абдулов, потому что этот Гарик имеет доступ в ЦГАЛИ. Доверенность Марины кончилась, а он продолжает туда ходить…

 

Первая книга Высоцкого тиражом в один экземпляр

Почему же после смерти Высоцкого именно история с рукописями стала чуть ли ни самым загадочным пунктом его биографии? Ниточка предположений тянется к исторической конкретике. В 1977 году двое увлеченных любителя творчества Высоцкого Борис Акимов и Олег Терентьев при поддержке администратора театра на Таганке Валерия Янкловича решили сделать подарок к сорокалетию кумира – самодельный сборник его стихов и песен. Подарок получился на славу - целый двухтомник! Высоцкий был поражен, счастлив. «Ребята, все хорошо. Мне нравится, будем работать. У вас многое собрано, но многого нет. И вообще, у меня руки не доходят — как хорошо, что вы занялись. Наконец-то вижу серьезных людей, которые на многое обращают внимание, даже варианты приводят». Видя горящие глаза ребят, Высоцкий дал добро на работу с его рукописями: «Сойдемся как-нибудь, я передам вам тексты — работайте». Ему хотелось, чтобы созданное им, не пропало. И однажды после выступления вывалил дома на стол перед ошалевшими от счастья энтузиастами целую гору своих рукописных творений.Дело закипело: рукописи стихов расшифровывались, Акимов делал основной текст, отдельно - варианты. Все потом передавалось Высоцкому. Взамен получал новую порцию. Копированием занимался Андрей Крылов. Шла работа над будущим вариантом первой книги стихов поэта.

 

Марину Влади заставили вернуть архив мужа в Россию?

По словам Бориса Спартаковича, через их руки прошло не менее пятидесяти процентов рукописей поэта. После смерти Высоцкого часть произведений осталась у Акимова. И вскоре его стали разыскивать. Хотя многое оставалось еще непереснятым. Борис взял ответственность на себя, стал тянуть время. - Не было уверенности, что рукописи попадут в надежные руки. И только когда копирование было завершено, все передали отцу Высоцкого и Марине Влади.  Правда, до этого момента на молодых ребят грубо наезжал кое-кто из друзей Высоцкого, были звонки с угрозами. В квартире Акимова даже устраивался обыск. Кем? С чьих санкций?Да, многое, связанное с именем Высоцкого, для людей его окружения - табу. Их нежелание говорить откровенно будто под запретом каких-то влиятельных сил. Ведь даже акт передачи рукописей в ЦГАЛИ оценивается ими вовсе не как добровольно-благородный шаг со стороны Марины Влади. А просто так эти люди говорить ничего не станут – слишком велика для них цена вопроса. Моральная, естественно. Похоже, архив был сдан лишь после серьезного давления на вдову Высоцкого со стороны неких государственных структур Советского Союза.

 

ИНФО от авторитетного архивариуса

Расклад по рукописям может быть примерно таким: процентов девяносто находятся в РГАЛИ и ГКЦМ.  Процентов пять лежат себе где-то спокойно в каких-нибудь архивах. А процентов пять, скорее всего, в частных руках.Известный исследователь творчества Высоцкого Сергей Жильцов мои догадки об утечке рукописей из архива осторожно разрешил так: «Мне неизвестно, чтобы кто-то из бывших сотрудников музея Высоцкого попользовался его архивами из каких-то корыстных соображений. Но если это и так, кто и как теперь это докажет? Не пойман, как говорится, не вор.   Рукописи, выставляющиеся на аукционах, все из частных коллекций. Другое дело, как они могли туда попасть? И кто станет в этом разбираться? А то, что я выступаю экспертом, ни о чем таком предосудительном не говорит. Никто ни на кого в суд еще не подавал. Аукционы – единственная форма обнародования, выявления неизвестных вещей, связанных с Высоцким. Во-первых, сохраняется анонимность по отношению к источнику появления подлинников. А кто и что за этим стоит? – Зачем всем знать? Рукопись сама за себя как бы говорит – я существую!Основной же, сохраненный благодаря усилиям Марины Влади архив, принадлежит российскому государству и хранится в РГАЛИ. По воле наследников он остается закрытым».

 

Паразитирование на кумире

А для чего это вообще нужно, - спросит дотошный читатель, – копаться в каких-то рукописях? Вот для чего: не найдена, к примеру, рукопись последней песни Высоцкого «Грусть моя», нет активных доказательств его авторства стихотворения «Казалось мне, я превозмог…». Некоторые «веды» считают, что стихотворения «Мой черный человек», «Меня опять ударило в озноб», «Я никогда не верил в миражи» написал не Высоцкий.  Споры о Высоцком давно вышли за плоскость песен типа «Ой, Вань, гляди какие клоуны….» Его именем стали прикрываться люди, активно проповедующие разные политические взгляды. Имя барда пытаются встроить в систему политических влияний не только времени, в котором он жил, но и теперешнего. На эти темы пишутся книги, фильмы снимаются, интернет разрывается от противоречивых сведений. На имени Высоцкого идет активное паразитирование. Особо муссируются темы о национальности поэта и его причастности к органам ГБ. По всему видно -  Высоцкий по-прежнему остается одним из культовых символов нашей жизни. А те стихи, которые упоминаются выше, как раз многое проясняют. Образ глашатая правды трансформируется со временем. Как бы открываются новые его черты, качества. А вот насколько они правдивы - большой вопрос!Хорошо, что поэты не ставят печати на своих рукописях. Иначе, это были бы декларативные документы. Пусть даже если загадки, оставляемые ими потомкам, никогда и не разрешатся. Как, к примеру, вот эта:Я раздвоенье ощущаю с детства.Как дальше жить? Ни мысли, ни идей.Гляжусь в анфас – примерный христианин,А в профиль правоверный иудей.Остается лишь верить или не верить ушедшим кумирам. Но не это ли самое главное в их творческом наследии?

Владимир ВЫСОЦКОИЙ