Органы опеки и попечительства не способны встать на защиту интересов ребёнка
Органы опеки и попечительства не способны встать на защиту интересов ребенка
6-летнюю девочку, оставшуюся без мамы, скрывают от бабушки. Опекун ребенка Ирина ЧЕНЕНОВА лишила 47-летнюю Нелли КАЗАРЯН последнего, что связывает ее с внучкой, - еженедельных свиданий. Новая «мама» девочки уверяет: ребенок боится бабушки и не хочет общаться. Что движет 34-летней женщиной - желание таким образом сделать свою подопечную счастливой или тупое упрямство и желание за счет девочки решить квартирный вопрос?
Нелли Сагеновна перебирает фото. «Сегодня, 1 июля, мой день рождения, и Кристиночка должна быть с нами - со мной и дедушкой: по решению суда дни рождения мы можем отмечать вместе. Но с ноября прошлого года Кристину мне не отдают. Ирина говорит, Кристина сама не хочет меня видеть и вообще я плохо на нее влияю. А как я плохо на нее влияю? Вы не подумайте, что я всегда в магазине работала, - это только в Москве, жизнь заставила. У меня два высших образования - я окончила пединститут в Ереване, работала в министерстве образования, преподавала историю религии. Знаете, как проходили наши последние свидания? Ирина с Максимом, старшим братом Кристины, крепко держали девочку за руки и спрашивали: хочешь идти к этой женщине? Та, испуганная, вот-вот заплачет, и ответить ничего не успевала, как Ирина уводила ее. Не знаю, что ей перед этим говорили, - только слышала, как опекун ее пугала: «Это убийца твоей мамы. Она и тебя убьет».
Кристина с бабушкой Нелли проводят недолгую встречу на детской площадке |
Деда Месропа маленькая Кристина считает своим главным защитником |
Прошлое на свалку
Узнав о намерениях бабушки, Ирина решила сама стать опекуном девочки. Возможно, сыграло вот что. У Максима и Кристины от мамы осталась «двушка» - в ней опекун может проживать вместе с ребенком. Если бабушка оформляет опекунство над внучкой, она так же, как и Ирина, имеет право находиться в квартире. Но это Ирину не устраивало. Пришлось забирать и девочку. - Ирина прибежала, заявила, что Кристину сдала на время, а теперь готова ее увезти, - продолжает Евгения Прокопчук. - И опека приняла решение в ее пользу: есть брат, с которым нельзя разлучать. То, что Ирина сама собиралась разлучить детей, никого не смутило. С Ириной у меня был серьезный разговор. Из ее рассказа я поняла, что жила она с престарелой мамой-инвалидом, а тут отдельная квартира. Знаете, она не произвела впечатления умного, глубокого человека. Ирина рассчитывала, что девочка отправится в детский дом и она ее больше не увидит. Говорила, что Кристина больная, «чурка» и ей не нужна. В августе 2009 года органы опеки и попечительства муниципалитета «Восточное Дегунино» назначили Ирину Чененову опекуном Кристины. Бабушке отказали на том основании, что у нее нет квартиры в Москве. На то, что у Ирины тоже нет в собственности квартиры, не обратили внимания.Новая соседка удивила 75-летнюю Аллу Афанасьевну Петрову.- Через неделю после похорон Инны смотрю, Ира выносит в мусор пакеты с игрушками, одеждой Кристины, фотографиями... Был там аттестат Инны, другие документы. Я все это забрала к себе.«Вещдоки» представили в суде, куда Нелли Казарян обратилась с просьбой обжаловать постановление об отказе в опеке, но ничего не добилась. В свою очередь Ирина Чененова подала исковое заявление с требованием изменить порядок общения бабушки с внучкой. Вместо четырех дней в месяц - по шесть и по три часа - ограничить встречи тремя часами в месяц в ее присутствии. Тимирязевский районный суд в удовлетворении иска отказал. Свидания должны были проходить в прежнем режиме. Но возникли проблемы.- Кристина не идет к бабушке, - утверждает Ирина Чененова. - Она ее боится. Бабушка ей даже ни разу ничего не подарила. На день рождения, когда Кристине исполнилось 4 года, притащила комбинезон для мальчика, который Кристина не надела. Гражданка Казарян хочет получить квартиру в Москве и всеми правдами и неправдами пытается испортить нам жизнь. Но после того, что она сделала прошлым летом, я вообще не хочу ее знать.
Жалобы Нелли КАЗАРЯН на неисполнение решения суда остаются без ответа. Аналогичное письмо женщина отправила уполномоченному по делам ребёнка в Москве Евгению БУНИМОВИЧУ. Тот считает, что правда на стороне бабушки, и держит дело под личным контролем |
История с дядей Ваней
А прошлым летом случилось вот что. Играя в куклы, Кристина вдруг обмолвилась, что «дядя Ваня» - сожитель Ирины - ее «любит», и показала как: целует сюда, сюда и сюда, когда Иры нет. Бабушку словно кипятком ошпарило. Позвонила председателю правления РОО «Право ребенка» Борису Альтушулеру, который был в курсе дела. Тот: немедленно пишите заявление в милицию и прокуратуру! Ребенка отправили на психологическую экспертизу. Должны были наблюдать за поведением девочки в течение месяца, но почему-то ограничились одной беседой. «Дядю Ваню» проверили на детекторе лжи и постановили: целовать целовал, но «без получения сексуального удовольствия». А это не возбраняется. После этого Ирина перестала отпускать девочку на свидания с бабушкой.- Мы уверены, что вынесли правильное решение: на сегодняшний момент Кристине лучше жить в полной семье - с братом, мамой-опекуном и ее мужем, который тоже заботится о детях, - размышляет глава управы «Восточное Дегунино» Людмила Кириллова. - Ирина Николаевна и Нелли Сагеновна не могут договориться, а что можем сделать мы? Беседовали, убеждали. Бабушка Кристины обратилась к судебным приставам с требованием обеспечить ее право на свидание с внучкой. Но мы же не можем заставить ребенка идти к ней. Казарян хоть и является бабушкой, но девочка воспитывается в другой семье, к которой у нас нет претензий. - Конечно, Ирина заботится о Кристине, - вздыхает Нелли Сагеновна. - Взяла и выщипала ребенку брови. Сказала, что они у нее слишком широкие - в садике дразнят. Уверяла, что возила девочку в салон, а Кристина рассказала, в ванной сама: «Вот так, вот так...» Спрашиваю внучку: «Почему же ты разрешила так с собой поступать?» - А она: «Бабушка, у меня Инна умерла, а к тебе не пускают».В комнате Нелли Сагеновны и ее мужа, дедушки Кристины, полно игрушек. Все, что они покупают внучке, остается дома - Ирина не разрешает приносить подарки от родных. На кадрах домашней видеосъемки Кристина загадывает желание: «Бабушка, я тебе скажу его тихо-тихо, а то оно не сбудется. Я хочу, чтобы ты была красивая, а я была невеста. Я люблю тебя сильно-сильно!»
Мама Кристины - 31-летняя Инна ЧУГУНОВА (на фото справа) умерла в апреле 2009 года |
Официальное мнение
Борис АЛЬТШУЛЕР, председатель правления РОО «Право ребенка», заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике и качеству жизни: - Если опекун не исполняет решение суда по общению с ребенком, органы опеки и попечительства обязаны вмешаться. В случае с Кристиной Чугуновой они этого не делают. Почему не обратились к судебным приставам? Районные приставы бездействуют - значит, надо идти дальше по инстанциям, к главному приставу России. Налицо нарушение решения суда при попустительстве органов опеки. Опекун говорит, что ребенок отказывается общаться - надо немедленно проводить независимую психологическую экспертизу. Органы опеки верят Чененовой на слово, а это свидетельствует о том, что они в сговоре. Есть серьезные основания утверждать, что Чененова настраивает ребенка против бабушки. Тут мы приходим к ключевому вопросу, как работают органы опеки. Работают они плохо. Менять надо их всех, это понятно.
От редакцииК сожалению, история 6-летней Кристины - одна из многих, связанных с «разделом» детей. В них всегда много эмоций, и у каждой конфликтующей стороны своя правда. Зарождающаяся ювенальная юстиция по идее должна защищать интересы ребенка, но случаи, о которых рассказывают наши читатели, убеждают в обратном. Столкнулись ли вы с проявлением бездушия чиновников? Знаете ли семьи, которым нужна помощь? Пишите в редакцию: eg@eg.ru или 125993, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр.1. В теме письма или на конверте сделайте пометку «Дети».