Школьник выбросил из окна парту и чуть не убил уборщицу

Выбросил из окна парту и чуть не убил уборщицу
Май 1918 года. Перед молодой советской республикой стоит задача ликвидировать неграмотность и поднять уровень образования независимо от происхождения и пола. В стране доля умеющих читать и писать не превышает 35 процентов. Под лозунгом равноправия вводится совместное обучение мальчиков и девочек в Единой Трудовой Школе. Учить раздельно просто негде и некому - ни помещений, ни педагогов.

Понятие «класс» заменили «ступени»: на первой обучались дети 8 - 11 лет, на второй – 12 - 17. В начале 1940-х вновь заговорили о разделении школ. Дескать, девочки опережают пацанов в развитии и, как правило, лучше учатся, а это порождает у парней комплексы.

В 1943-м мальчики и девочки в крупных городах стали учиться порознь. Появились спецпредметы - допризывная военная подготовка для пацанов и педкласс со стенографией и рукоделием для девчонок. Однако скоро всплыли проблемы, и провозглашенное равноправие захромало.

  • Выяснилось, что успеваемость в женских школах выше. Чиновники от образования рассуждали: у парней энергия прет - им нужны спортивные секции и техкружки. А значит, мужские школы нужно лучше финансировать.
  • Руководители мужских школ жаловались, что народу прибавилось и следить за порядком стало трудно. Логично разгрузить мужские школы за счет зданий женских.
  • Еще предложили перераспределить кадры так, чтобы с мальчиками работали более опытные педагоги. Учителей послабее переводили в женские и смешанные школы.
  • На совещаниях говорили, что педагогу с парнями работать интереснее и спокойнее - не то что с девицами. «Там не разобьют лампочек, но это шушуканье, писание записочек. Если бы мне предложили какой угодно оклад и пойти в женскую школу, я бы не пошел», - откровенничал директор московской школы.
  • Между тем в официальных отчетах мужских учебных заведений фигурировали данные о драках, появлении в нетрезвом виде, воровстве и ножевых ранениях. Учительница истории в блокадном Ленинграде Ксения Ползикова-Рубец отмечала: «Б.Ф. Плепис (военрук) хватается за голову, а в общей школе перед ним трепетали и мальчики, и девочки. К.А. Петрову, нашу бывшую учительницу, ученики буквально оплевали».
  • «Там (в мужской школе) неладно, - писала Ксения Владимировна. - На лестнице ребята сквернословят, курят. Наш Рукавцев так ударил на улице другого ученика, что сломал ему переносицу. Михельсон, ученик седьмого класса, выбросил из окна 20 чернильниц, а затем парту. Последняя чуть не убила уборщицу».
  • У девчонок водились свои «тараканы». С одной стороны, школьницы в седьмом классе продолжали играть в куклы. С другой - оторванность от общения с противоположным полом не спасала от ранней беременности.

Учениц даже кормили хуже, хотя растили их как будущих матерей и хозяек: в 1945/1946 учебном году показатели упитанности девочек были ниже, а случаев малокровия у них - на 40 процентов больше, чем у мальчиков. Возможно, ситуация обострилась бы, если бы в 1954-м раздельное обучение не свернули.

 

Пансион благородных девиц

В 2008 году при Министерстве обороны открылся пансион для девочек, где, по словам министра Сергея Шойгу, растят «не женщин-бойцов, а благородных девиц». Набирают в 5 - 11-е классы по медицинскому, дипломатическому, инженерному или спортивному направлениям. В программу входят иностранные языки, танцы, вокал, музицирование, живопись, основы батика, этикет, кулинария, сервировка стола и подача блюд.

Порядки строгие: компьютер и мобильник возможны лишь под контролем воспитателей - просматривать определенные сайты. За страницами воспитанниц в соцсетях следят. Нельзя использовать косметику и красить волосы.

При этом есть половое воспитание с пятого класса и встречи с воспитанниками училищ Минобороны РФ - под контролем взрослых на мероприятиях. Родители на территорию не допускаются. Свидания с близкими - раз в месяц.

Несмотря на ограничения, конкурс в пансион огромный. Большинство воспитанниц поступает в топовые вузы.

Не все эксперты смотрят на эксперимент с умилением. Считают, что в мире, где многие подростки начинают сексуальную жизнь рано, девушка может не понимать, что хотят от нее мужчины. Это грозит неудачными связями, депрессиями, разводами. В литературе достаточно описаний частных английских школ для мальчиков, где хватало насилия и скрытого секса. И чем жестче дисциплина - тем изощреннее пути ее обхода.


Эрудированный девственник

На форумах кипят споры, разводить ли по школам «м» и «ж». Родители и ученики видят в раздельном обучении и плюсы, и минусы.

Плюсы

  • Девочки на уроки не красят губы с 10 лет и задницами не вертят - не перед кем.
  • Общение полов происходит и за воротами школы. Гуляйте, дружите!
  • Девчонкам проще во время месячных, нет страха услышать насмешку.
  • Доказано: даже температура в классах должна быть разная. Девочкам трудно сосредоточится в прохладном помещении, а мальчики клюют носом, если жарко.

Минусы

  • Монастыри ушли в прошлое. Нынче рулят равноправие и межполовое общение.
  • Коммуникативные навыки формируются как раз в школе. За воротами школы - не то.
  • Когда нет мальчиков, девочки начинают «дружить друг против друга», отыгрывая женские и мужские роли, в том числе и между собой.
  • Знакомый учился в раздельной школе. Эрудированный, отличник, но в 19 лет девственник и с женщинами разговаривать не умеет.

Кстати

Кроме раздельных и совместных школ существуют «ромбовидные», где в младших классах девочки и мальчики учатся вместе, с 11 до 16 лет – раздельно, а в последние два года обучения до 18 лет снова получают опыт совместного обучения.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов