Фемида ля комедия

Суды намеренно затягивают дела обманутых дольщиков

Суды намеренно затягивают дела обманутых дольщиков

После выхода статей «Кто в теремочке живет?» и «Бомжи в законе» (подробности здесь и здесь) о несчастных людях, пополнивших ряды обманутых дольщиков, в редакцию со всех уголков страны посыпались письма. Как оказалось, с каждым годом жертв недобросовестных застройщиков становится все больше, но доказать свою правоту и вернуть кровные квадратные метры им не удается даже в судах.

По данным Минрегионразвития, число обманутых дольщиков в России за последний год увеличилось почти на 12 процентов. Свыше 150 тыс. одураченных людей по всей стране годами ждут своего законного, полностью оплаченного жилья. Жертвы мошенников выходят на митинги и даже объявляют голодовки в надежде на то, что их наконец услышат чиновники. Однако большинство из них, столкнувшись с равнодушием власть имущих, опускают руки. Да и пережить судебную волокиту под силу не каждому. Особенно когда в зале заседания с обманутыми дольщиками разговаривают так, словно это они великие махинаторы.

По данным Министерства регионального развития, в прошлом году обманутых дольщиков стало на 54 тыс. человек больше. Всего в стране более 100 тыс. пострадало от недобросовестных застройщиков

«Отрезали» семь подъездов

В № 13 мы опубликовали письмо Аиды Симонян, ставшей жертвой двойных продаж. Женщина и ее подруги по несчастью почти десять лет обивают пороги многочисленных инстанций в поисках справедливости. Мечтая о собственном жилье, они еще в 2003 году заключили договор с агентством недвижимости «Мономах», тем самым зарезервировав себе квартиру в строящемся доме города Сходня. Однако вскоре выяснилось, что застройщик начал строительство многоквартирного дома во 2-м Мичуринском тупике без разрешения и прав на земельный участок. Объект «заморозили», а затем передали на доработку ООО «Стройгрупп». Но отметить долгожданное новоселье женщинам не довелось: агентство недвижимости совершило двойную продажу квартир. Однако самое удивительное, что доказать это в суде практически невозможно, даже если на руках есть все необходимые документы!- Мы живем, как в кошмарном сне! - жалуется мне Аида на пороге Мосгорсуда, где в очередной раз должно слушаться их дело. - Столько судов прошли, и все без толку. Может, в этот раз они хотя бы вас постесняются и не станут наглеть… - Как же получилось, что ваши квартиры продали дважды?- По плану наш дом должен был состоять из десяти разноэтажных секций, - поясняет Симонян, перебирая документы. - Строительство началось с последнего - моего подъезда. В то время на остальной территории стройки стояли старые хибарки, хозяевам которых застройщик обещал дать квартиры взамен на их площади. Достроив еще два подъезда, мошенники не смогли выкупить землю у этих людей. Мало того, выяснилось, что у фирмы вовсе не было разрешения на строительство. Нам же все это время предъявляли фиктивные правоустанавливающие документы. В результате вместо десяти подъездов - получился трехподъездный дом. А это значит, что изменилась нумерация квартир, и мы остались не у дел! - У вас столько бумаг, неужели не удается вернуть свои квартиры и наказать мошенников? - Что вы?! В Лефортовском суде, куда мы обратились с самого начала, нам отказали в удовлетворении иска без объяснения причин, - вздыхает Аида. - Застройщики постоянно перекидывали вину друг на друга, а судья почему-то принял их сторону.

Обманутым дольщикам из 11-го микрорайона Южного Тушина предложили заселиться в домах на Люберецких полях мелиорации - посреди фекальных отстойников, напротив свалки мусора, рядом с мусоросжигательным заводом и предприятием по утилизации биологических отходов. Люди надели костюмы химзащиты и респираторы - находиться там можно только в таком виде

Заседание переносится на полночь

Словом, на данный момент в деле этих обманутых дольщиков нет никаких сдвигов и в Мосгорсуде, куда они подали жалобу. Заседания то и дело переносят, оттягивая время, тем самым словно давая мошенникам возможность найти обходные пути. Несмотря на то что подобные разбирательства открытые и присутствовать на них может кто угодно, журналистов там не жалуют - моя первая попытка попасть в зал суда не увенчалась успехом. Во второй раз мне повезло больше, правда, особых результатов это все равно не принесло: судья практически не давала высказываться пострадавшей стороне, в то время как оба ответчика - первый застройщик и агентство недвижимости - спокойно объявляли себя банкротами!- Мы ожидали, что этим все и закончится, - разочарованно вздыхает Аида. - Но до последнего надеялись, что суд вынесет хоть какое-то решение. Больше месяца назад к нам чудом попали документы, которые подтверждают, что наши деньги находятся на счетах «Стройгрупп». Что мешает судье заставить этих мошенников выплатить то, что нам причитается? Зачем в очередной раз оттягивать и ждать, пока эти махинаторы обнулят свои счета? Не понятно, по каким причинам вдруг изменился состав суда - в прошлый раз наше дело рассматривали другие судьи. - Ответчики не пытались наладить с вами отношения и решить все мирным путем? - полюбопытствовала я.- Раньше застройщик открыто заявлял, что вернуть квадратные метры или деньги мы не сможем! Теперь, когда у нас появились важные документы, фирмы, с которыми мы изначально подписывали договоры, вдруг обанкротились, а представители «Стройгрупп» вообще не пришли на заседание. Не является на суд и администрация городского округа Химки, на глазах у которой происходила эта афера.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА/«Комсомольская правда»)

Кроме этого, за нами начали следить какие-то бритоголовые мужики: провожают от здания суда чуть ли не до самого дома. А на днях нам позвонили из «химкинского» суда и велели явиться на заседание по уголовному делу, которое мы параллельно открыли против этих мошенников. При этом никаких повесток нам не прислали. Явившись в суд, мы не обнаружили себя в списках, а вышедший к нам председатель заявил, что слушание переносится с пяти часов вечера на полночь! Разве такое бывает? Сразу понятно, что тут что-то не чисто! Нам теперь страшно на улицу выходить - все время ждем какого-то подвоха. Мечтаем, что когда-нибудь этот кошмар все же закончится и справедливость восторжествует!

Еще одна победа ИсинбаевойДвукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева добилась-таки справедливости: суд признал за ней право собственности на 98-метровую «однушку» в элитном жилом комплексе «Дом в Сокольниках». 29-летняя прыгунья с шестом была вынуждена подать иск на застройщика, потому что компания не подготовила необходимые документы для регистрации жилья в Росреестре. В отличие от простых смертных, дело Исинбаевой слушалось в довольно короткие сроки, да и судья сразу поддержала знаменитость. Теперь Елена может отпраздновать долгожданное новоселье!


И Страсбург отказал

В 2000 году мы оплатили свои квартиры в доме на проспекте Мельникова в Химках и уже 12 лет ждем заветные ордера. Таких 43 семьи - около 130 человек. Договор заключали, когда строительство было на стадии котлована. Как только дом построили, большинство квартир «ушло» вторым покупателям - нас же оставили без жилья и денег. Наши обидчики, провернувшие хитрую операцию, - ООО «Форбс», ЗАО ИСПК «Стройсервис» и ООО «Альянс-сити». Гендиректора «Стройсервиса» Евгению Тетеневу в 2005 году посадили на три года, но нам от этого какой толк? Ушлая девушка из семьи, промышлявшей подобными махинациями, успела все устроить: фирма развалилась, и взыскивать с нее оказалось нечего. Г-жа Тетенева вышла на свободу, а наши мытарства продолжаются. Мы прошли все инстанции - от городского и областного судов до Верховного.

Письмо из Страсбурга: наши проблемы не трогают представителей Европейского суда по правам человека

Писали президенту (одному и другому), взывали к лидерам разных партий. Даже отправили документы в Страсбургский суд. Шесть лет европейские стражи закона изучали бумаги из России, и вот 22 мая пришел ответ: «Европейский суд по правам человека... объявил Вашу жалобу, поданную 21 августа 2006 года... неприемлемой». Мы понимаем: Европейский суд по правам человека отказался решать проблему, которая лежит в рамках компетенции российских властей. Но властям не до нас. Кому писать дальше?

Надежда НОСИКОВА