Третьяковка впервые показала посмертную маску Маяковского со свернутым носом
Меркуров снимал маски и с известных деятелей литературы и искусства. Его работы были настолько хороши, что их сравнивали с произведениями искусства.
Но беда в том, что почти никто и никогда их не видел. В 1953 году, после кончины скульптора, коллекцию передали в Третьяковскую галерею, и с тех пор она никогда не выставлялась. Ходили слухи, будто страшный фонд побаиваются сами хранители и что будто бы маски способны притянуть несчастье к каждому, кто взглянет на них хотя бы мельком.
Преодолев ужас и противодействие со стороны сотрудников, страшную коллекцию выставили на днях в Инженерном корпусе Третьяковки. Экспозиция называется «In memoriam. Остановленное время». Здесь можно увидеть маски великих деятелей эпохи, причем выполненные не только Меркуровым.
- Там очень страшно, - честно предупредил корреспондента «Экспресс газеты» охранник галереи. - Хуже, чем в Донецке.
Без шестого пальца
На выставке показан 21 посмертный слепок. Глядя на них, понимаешь: смерть действительно обнажает сущность человека. Посмертная маска срывает все предыдущие маски. Потому обезумевший художник Врубель выглядит рыцарем и романтичным Доном Кихотом, а писатель Гоголь, умерший в страданиях, - улыбается.
Посмертные слепки раскрывают последние секреты человека. На выставке представлены слепки рук Сталина. Кто-то из журналистов бросился пересчитывать, нет ли у вождя шестого пальца, но был разочарован: не нашлось. Однако не менее удивительными оказались миниатюрность его рук и их непропорциональность: левая существенно меньше правой.
- У него действительно был такой недостаток. Даже художники старались не показывать левую руку вождя, - объяснила научный сотрудник отдела скульптуры Мария Крупнова, кивая на парадный сталинский портрет, на котором Иосиф Виссарионович как бы невзначай прикрыл левую руку правой.
Голова набок
- Вообще, выставка не про смерть, а про память, - сообщила заместитель Третьяковки по научной работе Татьяна Карпова. Ее плечи подняты вверх и голос какой-то оправдывающийся. Говорят, идея выставить посмертные маски встретила большое противодействие. Пожилые сотрудники встали на дыбы и завопили:
- Нет, ни за какие коврижки. Зачем потакать некрофильским интересам публики?
Надо сказать, что еще пару десятков лет назад народ не видел в масках ничего некрофильского.
Посмертные слепки великих людей вешались в жилых помещениях вместо фотографий. Сам скульптор Меркуров очень даже любил одаривать друзей наиболее удачными слепками какого-нибудь великого покойника.
Но в любом случае в Третьяковке все сделали очень корректно. Про каждого героя рассказали историю, представив вместе с масками еще и скульптурные изображения человека, которые тоже очень часто выполняли именно по посмертному слепку.
- А еще мы хотели показать, что маска может быть произведением искусства, - сказала куратор выставки Ирина Седова.
Наглядно идею маски как произведения искусства иллюстрируют два слепка с лица Владимира Маяковского, представленные в галерее. Скульптор Константин Луцкий оказался возле тела поэта через несколько часов после его самоубийства. Ваятель делал слепок первым, но маска получилось крайне неудачной. К тому же Луцкий ободрал с щеки поэта кожу, так что в гробу тело пришлось очень сильно гримировать.
После Луцкого исправлять гиблое дело позвали Сергея Меркурова. Мастер пришел только на следующий день, когда слепков уже не делают, потому что черты лица заостряются и изменяются. Однако Меркурову удалось невозможное.
Узнав, что после выстрела голова поэта была повернута набок, скульптор тоже повернул голову Маяковского. А после снятия слепка создал целую композицию, в которую включил рубашку, галстук-бабочку, часть подушки и фрагмент покрывала.
Работа Меркурова - это произведение искусства. Однако слепок Луцкого привлекает любителей конспирологии. На неудачной маске явно видно, что нос у поэта очень кривой. Из-за этого исследователи делают вывод, будто Маяковского били перед убийством. Либо он упал лицом вперед, что не соответствует канонической версии гибели.
Пульсирующие пальцы
Еще один интересный экспонат - слепок с лица Льва Николаевича Толстого.
Когда скульптора просили рассказать, как он делал маску Толстого, Меркуров отвечал обыденно:
- Сильно прилипла борода.
Он не любил вспоминать о своих работах, но признавался, что в облике писателя его поразил полуоткрытый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Посмертное изображение Льва Николаевича наводило ужас. Но впоследствии маска легла в основу знаменитого скульптурного портрета Голубкиной, и он совсем не пугает.
Странная история произошла со скульптором при работе с Лениным. В какой-то момент он решил, будто вождь не умер. Когда Меркуров взялся поправить голову вождя, он ощутил, что шея теплая и сонная артерия еще пульсирует.
Скульптор попросил увести Крупскую и немедленно обратился к врачу. Но тот сурово заверил, что Ильич мертв:
- Товарищ, нельзя так волноваться - пульсирует не сонная артерия, а ваши пальцы. Будьте спокойны. Сейчас вы делаете очень ответственную работу, - приводил Меркуров слова доктора.
К сожалению, на выставке представлена лишь малая толика имеющегося в закромах богатства, однако всех тайн великих Третьяковка по какой-то причине решила не раскрывать.