Виктор Потысьев: «На одного петрофизика приходится пять геологов»
Спрос на опытных специалистов по сопровождению бурения превышает предложение. Специалисты редких специальностей в этой области — на вес золота. Особенно те, кто хорошо знает проблематику нефтегазовой отрасли и умеет решать поставленные задачи нестандартным путем. Один из них — Виктор Потысьев, петрограф, автор скриптов обработки данных, которые активно используются предприятиями нефтегазовой отрасли. Поговорили с ним о том, как его знания и опыт применяют не только российские, но и международные компании.
— Виктор, у Вас потрясающе интересная и к тому же очень редкая и востребованная специализация по сопровождению бурения. Вы целенаправленно планировали карьеру в этой сфере?
— Нет, изначально я вообще хотел быть программистом. Поэтому информационные технологии сопровождают меня всю жизнь. А современная действительность такова, что без них никуда, именно они двигают прогресс.
Сегодня в отрасли сложилась необычная ситуация. С одной стороны, наблюдается повышенная конкуренция на рынке труда, причем не только в петрофизике, но и во всей нефтегазовой сфере. Но что касается сопровождения бурения, то здесь всегда была нехватка хороших специалистов. Я выбрал этот путь, когда пришел в «Сахалинскую Энергию». В отличие от российских компаний, там отдел работает на одном месторождении и планирует, и готовит скважину от начала и до конца. Почему я выбрал именно сопровождение? Потому что в то время, в 2013 году, это было на пике развития технологий. Я подумал, что это будет интересный опыт для того, чтобы получить его в свою копилку знаний.
— Вы участвовали во многих проектах «Сахалинской Энергии», Equinor и других компаний, имеющих безупречную репутацию на рынке. Расскажите о самых интересных для Вас как профессионала.
— Мне нравилась «Сахалинская Энергия» — как организация в целом, так и работа в ней. Когда большое количество людей из разных мест земного шара работают над одной целью — это впечатляет. На данном проекте я был петрофизиком. Мне повезло участвовать в организации и планировании первой кампании промысловых геофизических исследований на Лунском месторождении. Основная сложность заключалась в том, что Лунское — газовое месторождение и скважины высокодебитные. Возникла проблема с возможным выбросом прибора из скважины при работе на повышенных режимах или при больших штуцерах. Это вызвало очень большое напряжение в компании, но нам все-таки удалось, работая вместе с производственным департаментом, геологами, инженером по добыче, прийти к решению, которое было оптимальным в данных условиях. И в итоге мы смогли провести эту кампанию, далее она проводилась ежегодно. Результатом стало выполнение ремонтно-изоляционных работ, которые позволяли оптимизировать приток со скважин.
Следующий проект, который близок моему сердцу, — это Северо-Комсомольское месторождение, где я провел два года как прикомандированный из «Эквинора» специалист. Я получил там огромный опыт именно взаимодействия различных компаний, структур внутри компании и внутри мультидисциплинарной группы.
Я думаю, эти два проекта в большей степени сформировали меня как специалиста с операционной точки зрения и с точки зрения построения петрофизических моделей. И, конечно, дали мне знания и опыт для решения производственных задач с помощью автоматизации.
— Ваш уникальный практический опыт в автоматизации подготовки данных ГИС для последующей интерпретации нашел отражение в научных статьях. В чем вы видите свою миссию, публикуя их?
— Я считаю, что нефтегазовая отрасль отстает от других в плане применения современных алгоритмов автоматизации как для подготовки данных, так и для интерпретации. Многие рутинные операции по-прежнему выполняются вручную, хотя их давно пора отдать «на откуп» машине. Я популяризирую разработанные мною скрипты, которые, кстати, постоянно совершенствую.
Одна из последних статей отражает эволюцию меня, как специалиста. Речь в ней идет о более сложном коде, который позволяет без лишних переделок решать поставленную задачу.
Мои статьи публиковались в сборниках онлайн-конференций, и сейчас на очереди статья в журнале «Каротажник». Я уверен, что данные публикации помогут моим коллегам, во-первых, в их работе, во-вторых, понять концепцию, что любые путевые задачи могут быть формализованы, даже такие как выбор оптимальных кривых ГИС или их нормализация.
— Я знаю, что Вы приглашены в качестве эксперта на престижную конференцию «Петрофизика XXI», которая пройдет в мае 2023 года. В этом крупном форуме участвуют топовые эксперты. В чем заключается Ваша главная задача?
— Действительно, я являюсь членом программного комитета 21-й конференции. Моя роль заключается в том, чтобы, во-первых, обеспечить наполнение программы конференции по своей секции и, во-вторых, осуществить отбор материалов. Из присланных тезисов предстоит отобрать самые лучшие и самые интересные доклады, которые окончательно будут включены в программу.
«Петрофизика XXI» — это место обмена идеями между разными специалистами и компаниями. Идеи, озвученные в рамках секции конференции, всегда оставляют отзвук в головах людей. По опыту прежних конференций могу сказать, что удалось почерпнуть много интересного в новых подходах в интерпретации, подготовке данных ГИС и новых методах ГИС.
— Вы являетесь членом таких авторитетных организаций как Society of Petroleum Engineers (SPE) и Евроазиатского геофизического общества (ЕАГО). Что Вам дает участие в них?
— Society of Petroleum Engineers — это международная некоммерческая профессиональная организация специалистов нефтяной промышленности. Я являюсь членом SPE уже довольно много лет, присутствую на различных мероприятиях, в основном как слушатель. В перспективе планирую провести несколько лекций и семинаров по своей любимой теме автоматизации подготовки данных ГИС для последующей интерпретации.
Кстати, членство в SPE имеет свои преимущества, такие как скидки на участие в конференциях и возможность публикации статей и материалов в журналах.
В ЕАГО я вступил буквально недавно и вошел в правление тюменской секции. Наша идея заключается в том, чтобы на базе этой организации начать некую эволюцию или даже революцию, распространять знания более эффективно, чем это происходит на конференциях. Мы хотим привлечь современные технологии, проводить онлайн-лекции и так далее.
— На данный момент Вы работаете петрофизиком в отделе подсчета запасов компании Advantage Energy. Это одна из немногих компаний, выполняющих этот подсчет по международным классификациям. Среди ее клиентов — практически все крупные нефтедобывающие предприятия в Российской Федерации. Расскажите, чем занимаетесь лично Вы.
— Подготавливаю результаты интерпретации, основываясь на данных клиентов или внутренних моделях. в данной работе без использования скриптов получить результаты практически невозможно, так как значительная часть важных параметров приходит от специалистов по ГИС, таких как средневзвешенные параметры (пористость, водонасыщенность) и эффективная толщина. Мои скрипты для ускорения процесса интерпретации здесь очень пригодились.
Я являюсь новым сотрудником и не единственным петрофизиком в компании. Однако из-за огромного объема информации и месторождений, которые мы обрабатываем, специалисты-петрофизики здесь востребованы. По факту получается, что на одного петрофизика приходится пять геологов. Это отражает важность петрофизиков в процессе анализа и оценки месторождений.
— Позвольте задать нескромный вопрос: в вашем деле есть большие зарплатные «вилки», и специалисты одного и того же профиля получают совершенно разную зарплату. Вы, насколько мне известно, из тех профи, чьи услуги стоят дорого. Скажите, как стать не просто востребованным, но еще и высокооплачиваемым специалистом?
— В этом нет большого секрета: трудом и умом! Мой уровень доходов начал стремительно расти, еще когда я работал на Сахалине. Он был на 30% выше среднего уровня доходов по моей специальности в России и на 10% — на Сахалине, где, как известно, зарплаты выше, чем у жителей других регионов. После перехода компании «Эксон Нефтегаз» к «Роснефти» я решил искать другие возможности для применения своего опыта и знаний.
Сейчас я сотрудник компании Advantage Energy, старший эксперт отдела аудита запасов. Здесь мне предоставили интересную работу и достойную оплату. На повышенный доход повлияло несколько факторов: желание постоянно совершенствоваться, умение использовать скрипты в рабочем процессе, знание английского языка. Причем наиболее важными оказались так называемые «soft skills» — умение общаться, понимать потребности собеседника, решать проблемы. Если человек может выполнять свою работу хорошо и при этом умеет объяснить, что он делает, общаться с другими людьми, слушать и слышать их — это ценится гораздо выше, чем просто быть специалистом высокого класса без таких навыков.
Поэтому мой совет: совершенствуйтесь как профессионал и учите английский!
Анна Попова
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов