Сегодня быть успешным предпринимателем — это значит совмещать в себе множество ключевых навыков: организации, управления, готовности к риску, стратегического планирования и постоянного самосовершенствования.
Бизнесмен должен не только видеть возможность на рынке, но и знать, как ее правильно реализовать. Ярким примером успешного, находчивого и трудолюбивого предпринимателя является Михаил Чучалин, бизнесмен и специалист в области строительства и внедрения энергоэффективных технологий, за свою карьеру проработавший на управляющей позиции в крупной международной компании, открывший несколько бизнесов, каждый из которых стал успешным, и построивший пять торговых центров. Поговорили с Михаилом о карьерном росте и принципах успеха.
— Михаил, вы построили успешный бизнес в сфере коммерческой недвижимости и строительства. Расскажите, как складывался ваш профессиональный путь?
— Я еще с детства был достаточно активным и трудолюбивым, в какой-то степени стремился за хорошими результатами во всем. Однако, назвать строительство и бизнес в сфере коммерческой недвижимости целью, поставленной еще в юности, не могу, ведь идея уйти в это направление родилась спустя годы работы.
Но я еще давно для себя решил, что буду развиваться и совершенствоваться в области экономики и менеджмента, а блестящую теоретическую базу приобрел еще во время учебы. Я всегда понимал, что знания — это самый главный инструмент в достижении успеха, поэтому старался освоить максимум материала и приобрести как можно больше практических навыков. Профильное образование я получил в Тверском торгово-экономическом техникуме и Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, а также стал специалистом по международным финансовым рынкам, получив соответствующий диплом департамента профессионального обучения биржевой торговли.
Важный и неоценимый опыт в строительной сфере я приобрел во время работы в компании отца, но в определенный момент понял, что хочу двигаться дальше и открывать свое дело. Так, в 2010 году я начал заниматься недвижимостью. Получив огромное количество опыта, изучив особенности данной отрасли и накопив достаточно потенциала и ресурсов, в 2015 году я приступил к строительству первого торгового центра — ушел в эту сферу, можно сказать, с головой. Это стало основным направлением профессиональной деятельности и на сегодняшний день я построил и ввел в эксплуатацию в общей сложности 5 торговых центров площадью более 20 000 квадратных метров.
Также есть опыт ведения и развития других направлений бизнеса в сфере услуг. Открывали два магазина одежды, два зоомагазина и фотоателье. Проекты были не такие крупные, как в строительстве коммерческой недвижимости, но они принесли большой опыт с точки зрения развития в других сферах предпринимательства. При этом каждый из бизнесов был достаточно успешен.
— Строительство торговых центров — направление, требующее не только предпринимательской смекалки, но сильных навыков в сфере менеджмента и стратегического планирования. Столкнулись ли вы с трудностями, и как развивались?
— Наибольшие сложности возникли во время строительства первого торгового центра в 2015 году, потому что появилась масса вопросов, с которыми пришлось столкнуться впервые: от получения необходимых документов до комплексной организации процессов строительства и последующего обслуживания. С другой стороны, это был отличный профессиональный вызов, который помог мне выйти на новый уровень. Было очень много работы, но этот факт и новизна многих процессов только давали энергию и мотивацию. Более того, в нашей сфере характерна ситуация, в которой только необходимая документация для строительства центра собирается примерно год, а нам благодаря выработанному подходу, упорству и должному усердию удалось в течение года не только построить торговый центр, но и ввести этот проект в эксплуатацию. Именно этот первый проект стал для меня как для предпринимателя и специалиста самым большим шагом.
В вопросе развития мы росли планомерно и постепенно, стабильно улучшая свои показатели и результаты. Начиная с дохода около 20 млн рублей в год, мы выросли до показателя в 82 млн, что является хорошим значением на рынке коммерческой недвижимости.
— Рынок коммерческой недвижимости является достаточно конкурентным. В чем ваши преимущества, которые выделяют вас среди других его участников?
— Так как я являюсь специалистом в области применения энергоэффективных технологий, наши торговые центры были построены с внедрением данных инновационных технологий. Это направление является критически важным, так как работает в две стороны: позволяет снизить затраты на обслуживание и эксплуатацию объекта и обеспечивает низкий уровень выбросов в атмосферу, производит меньше отходов, что благоприятно влияет на экологию в регионе. Иными словами, мы используем технологии, за которыми стоит будущее, а это важно и с предпринимательской точки зрения, и с социальной.
Продолжая тему использования энергоэффективных технологий, хочу заметить, что благодаря их внедрению наши проекты также стали рекомендовать, что очень помогает в вопросе получения разрешительных документаций. На сегодняшний день вектор внимания бизнеса и социума очень сместился на данное направление.
Одним из важнейших преимуществ я выделяю нашу стратегию по размещению арендаторов на торговых площадях. Мы всегда ориентируемся на спрос потребителей и заполняем наши площади широким спектром товаров и услуг, тем самым привлекая покупателей и увеличивая уровень их лояльности. Рыночная ситуация такова, что сегодня масса торговых центров имеет большую долю пустующих площадей, а у нас нет ни одного свободного помещения. Более того, у нас имеется свыше 50 контрактов с партнерами и арендаторами.
Конечно, фундаментальным фактором также является локация торгового центра. Выбирать всегда необходимо место с наибольшей проходимостью и скоплением потенциальных покупателей. К этому вопросу мы всегда подходим с наибольшей осторожностью и взвешиваем все возможные варианты.
— Вы также работали в крупной зарубежной компании. Расскажите, как этот опыт повлиял на вас?
Я занимал позицию исполнительного директора в ООО «Атриум» с апреля 2017 года по декабрь 2022 года. Во время работы на этой должности я получил очень значимый для себя опыт, особенно в вопросах менеджмента и работы с бизнес-процессами крупной компании. Можно сказать, что это стало для меня сильным профессиональным ростом, так как обороты данной компании оцениваются в сотни миллионов в год, а моя должность предполагала большой уровень ответственности и широту полномочий: от найма сотрудников до проведения переговоров и заключения договоров с деловыми партнерами и заказчиками из Европы, США и Китая. Во многих аспектах профессиональной деятельности я значительно улучшил свои навыки, а за время моей работы в компании мы показали очень хороший рост по целому ряду направлений.
— Нам известно, что вас не раз привлекали как эксперта в различные проекты. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
Меня привлекали как специалиста в области энергосбережения и энергоэффективных технологий на проект спортивного комплекса «Кристалл» с целью рассмотрения данного проекта и предложения ряда возможных улучшений. По итогам данного сотрудничества внедрение предложенных мной решений позволило сэкономить около 70% регулярных издержек при условии, что суммарные затраты на реконструкцию были о uyчень низкие.
Также меня привлекали к сотрудничеству в качестве эксперта при открытии новых объектов в Тверской области. Благодаря этому сотрудничеству я внес вклад в развитие 40 объектов, суммарная стоимость которых составила более миллиарда рублей. Большой опыт и профессиональное признание приобрел, принимая участие в различных конкурсах регионального и областного уровня в качестве эксперта и специалиста по внедрению энергоэффективных технологий.
— Михаил, какой совет вы могли бы дать начинающим предпринимателям?
— Многие сегодня считают, что основная цель предпринимательства — это зарабатывание денег и приумножение капитала. Для меня это не так. Самой главной задачей в бизнесе, я считаю, является предоставление качественного и полезного продукта. Именно качество влечет за собой развитие репутации предпринимателя и компании. Это все взаимосвязано. Чем выше репутация компании, тем больше клиентов и партнеров хотят с ней сотрудничать, а следовательно, у бизнеса открывается больше возможностей.
Следуя законам маркетинга, многие часто думают только о том, какую выгоду они могут иметь от какой-либо деятельности. Из этого вопроса исходит огромное количество молодых предпринимателей, которые в надежде на то, чтобы заработать больше «быстрых» денег, работают в ущерб качеству предоставляемых услуг и создаваемой продукции: где-то экономят, где-то не соблюдают регламенты, а какие-то вопросы оставляют нерешенными. Конечно, впоследствии это ни к чему хорошему не приводит. Да, может быть, на коротком отрезке времени и на начальном этапе эта стратегия будет лучше, но в долгосрочной перспективе такие предприниматели, как говорится, «выстрелят себе в ногу.»
Анна Попова