В море на лайнере

Больше 70 процентов туристов, побывавших в круизе, отправляются в плавание снова и снова

Больше 70 процентов туристов, побывавших в круизе, отправляются в плавание снова и снова

Казалось бы, после крушения круизного лайнера «Costa Concordia» спрос на этот вид отдыха должен был упасть. Однако русского человека так просто не напугаешь. Рассудив, что после такой трагедии меры безопасности усилят и снаряд в одну воронку два раза не падает, люди не стали отказываться от уже запланированных круизов. Более того, интерес к путешествиям на кораблях даже повысился.

Круиз - это возможность посмотреть за отпуск несколько городов и стран без утомительных переездов с чемоданами в руках. Это комфортные условия в плавучей гостинице, где вам ни о чем не нужно будет заботиться. Это свежий морской воздух и приятная интернациональная компания. Однако, прежде чем решиться провести свой отпуск на корабле, реально оцените плюсы и минусы подобного путешествия:- склонность к морской болезни. Да, на круизных лайнерах стоят стабилизаторы. Но море или океан - это стихия, и шторм всегда возможен. А тогда от качки не спасут никакие приспособления;

«Costa Concordia», вмещавший 4500 человек и стоивший 450 млн. евро, затонул из-за безалаберности капитана

- сойдете вы на берег или нет, зависит не от вас, а от расписания. Да и запланированные стоянки в портах ограничены во времени;- доброжелательные попутчики в какой-то момент могут показаться просто толпой. Например, если начнутся очереди в буфетах, возле лифтов или при сходе на берег в очередном порту. Ведь на круизных кораблях отдыхает по несколько тысяч человек. - это не самое дешевое удовольствие. Безусловно, «овощной» отдых в Турции обойдется в значительно меньшую сумму. Но ведь и круиз - это совмещение пляжного отдыха с экскурсионным.Если эти нюансы вас не останавливают, смело выбирайте маршрут - и в путь. Но только учтите: большинство людей после первого круиза уже не могут остановиться. Затягивает так, что забрасываешь все сухопутные путешествия, утверждают опытные круизеры.

Выбрать

* Готовиться к круизу лучше за полгода, а то и еще раньше. Дело не только в том, что выйдет дешевле. Просто выбор кают ограничен, и первыми расхватают самые недорогие и удобные. Кроме того, вам ведь придется еще обеспечить себе визу и билеты до порта посадки. Можно, конечно, дождаться горящих предложений, но авиабилеты ближе к нужной дате могут обойтись дороже самого круиза.  * Обычно начинают с маршрута. Кто-то не может долго сидеть на одном месте и выбирает круиз между европейскими городами с заходом в новый порт каждый день. Кому-то нравится больше времени проводить на борту, изредка сходя на берег, - им подходят трансатлантические маршруты. Других тянет к далеким неизведанным берегам - круизные компании предлагают путешествия по Полинезии, Австралии и Новой Зеландии, островам Юго-Восточной Азии. Есть и экстремальные: в Антарктиду, например. * Выбор круизной компании (если нужный вам маршрут предлагают несколько) зависит от многих факторов. Почитайте обсуждения в Интернете. Скажем, о компании «Costa» много нелицеприятных отзывов было и до последней аварии. Посоветуйтесь на форумах с опытными людьми. Ну и цены, конечно, сравнивайте.

Это не первая, но самая трагическая неприятность, которая случилась с кораблём компании «Costa»

* У каждой из компаний несколько кораблей. Оцените их не только по комфортабельности и вместимости. Важны возраст судна, состав его команды (чтобы не из стран третьего мира), а также регулярность рейса. Бывает, что в высокий сезон компании пускают дополнительные корабли. Это, как чартерные авиарейсы, - не самый удачный вариант.* Новички часто тратят много времени на выбор каюты. На самом деле, все довольно просто. Можно, конечно, учесть соображения безопасности (высота палубы, удаленность от борта, носа, кормы и т.д.). Но кто сказал, что, случись, не дай бог, авария, вы в этот момент будете именно в каюте, а не в другом месте корабля? Так что основных критериев два: цена и время, которое вы планируете проводить в своей комнате. Если только ночевать, берите самую дешевую внутреннюю каюту. Да, без окон и балкона, но зато значительно экономнее. Уверены, что не захотите веселиться с незнакомыми попутчиками, проводить время в барах, театрах, дискотеках, на открытых палубах или у бассейна? Рассмотрите вариант более комфортабельной каюты с балконом. Правда, он будет в 1,5 - 2, а для сьютов - в 3 - 4 раза дороже.

Подсчитать

Увидев яркие рекламные предложения вроде «круиз на Карибы за $400», не обольщайтесь. Возможно, сам круиз столько и стоит. Но добавьте к этой цифре портовые сборы, траты на авиабилеты, визу, медстраховку, экскурсии, обязательные чаевые (их большинство компаний списывает с вас автоматом). Алкогольные напитки, хороший кофе и свежевыжатые соки на борту чаще всего оплачиваются отдельно. Спа-салоны, Интернет, мобильная связь, развлечения вроде игровых автоматов или казино - за это тоже придется платить. В дальних плаваниях вы вряд ли обойдетесь без стирки и глажки, и за них возьмут деньги. Поэтому не стоит так уж гнаться за дешевизной. Бывает, что в солидной компании с более высокими ценами вам предложат гораздо больший набор бесплатных услуг. А в недорогой сдерут копеечку за каждый чих, и на круг выйдет дороже. Покупать круиз в турфирме или самостоятельно - дело ваше. Турфирма - это полный пакет (авиа, виза, круиз, трансфер из аэропорта в порт), но дороже. Самостоятельному путешественнику придется все делать самому, но и экономия приличная. Один из самых популярных круизных сайтов cruisedirect.com. Даже элементарного знания английского языка хватает, чтобы выбрать на нем подходящий вариант.

Бассейнов на крупном судне обычно не меньше десятка. Между экскурсиями можно вдоволь накупаться и получить отличный загар

Подготовиться

Немаловажная, но и одна из самых дорогих составляющих круиза - экскурсии. На борту их вам продадут в несколько раз дороже, причем не каждая компания имеет в штате русскоязычного гида. Поэтому опытные путешественники готовят себе экскурсию сами, еще дома изучая маршруты, значимые достопримечательности, общественный транспорт и цены в местах остановок. Или кооперируются и через Интернет нанимают местного гида, который в состоянии провести интересную экскурсию на русском языке и уложившись в отведенное время.

Застраховаться

Необходимость медицинской страховки для круиза не обсуждается: она нужна. А вот страхование багажа - ваше личное дело. Чаще всего никто этим не заморачивается. Именно поэтому пассажиры с «Costa Concordia», оставшиеся без вещей, фотокамер, мобильников и прочих айпадов, получат максимум по 100 евро, независимо от суммы ущерба.

На круизном корабле есть все, чтобы пассажирам не было скучно. По сути, это целый город с магазинами, ресторанами, казино, кинотеатрами и прочими развлечениями

Обезопасить себя

По правилам на кораблях для всех пассажиров и членов экипажа обязательно проводятся учения - как действовать в случае аварии. Однако, судя по количеству сообщений в форумах, нередко или команда пренебрегает этим важным мероприятием, или пассажиры ленятся туда идти. Возможно, трагедия с «Costa Concordia» вразумит отправляющихся в круиз: независимо от добросовестности членов экипажа, ответственных за безопасность, позаботьтесь о себе сами. Изучите пути эвакуации от вашей каюты и других мест, где вы бываете, пройдите их несколько раз. Проверьте спасательные жилеты и попробуйте их надеть. Запомните номер своей спасательной шлюпки и место, где она располагается. И не стесняйтесь обращаться с вопросами к членам экипажа.

Цены упадут?

Многие думали, что крушение приведет к обвалу цен на круизы. Пока этого не случилось, по крайней мере, у российских операторов. Кроме того, компании «Costa» придется выплачивать компенсации пострадавшим, а также тем, у кого были забронированы круизы на «Concordia». Скорее всего, им предложат вместо денег выбрать плавание на другом корабле компании, а значит, места надолго вперед будут заняты. Вряд ли это снизит цены. Впрочем, европейцы и американцы более пугливый народ, чем мы. Могут запаниковать и отказаться от такого отдыха. Поэтому на иностранных сайтах скидки на круизы вполне возможны.

Плохая примета

Сразу после трагедии с «Costa Concordia» вспомнили, что при спуске на воду бутылка шампанского, запущенная в борт корабля, не разбилась. По морским понятиям это очень плохая примета. Однако это не единственный корабль компании «Costa», с которым случались неприятности. И на приметы их не свалишь.

* Судно «Costa Classica» в аварии попадало два раза. 6 июня 2008 года столкнулось в Адриатическом море с лайнером «MSC Poesia», тогда, к счастью, никто не пострадал. А 18 октября 2010-го врезалось в грузовое судно. На правом борту «Costa Classica» образовалась 20-метровая пробоина, трех пассажиров отправили в больницы.

Прибытие лайнера в порт - это всегда праздник. И за время отпуска у вас их будет несколько

* 26 февраля 2010 года круизный лайнер «Costa Europa» на большой скорости врезался в пирс во время швартовки в порту Шарм-эль-Шейх. Погибли три члена экипажа, четверо туристов получили ранения. В правом борту судна образовалась внушительная пробоина. Морские чиновники в один голос называли в качестве причины человеческий фактор. Однако владельцам судовой компании удалось отстоять версию плохой погоды. * «Costa Concordia» в 2008 году врезалась в причал в Палермо на Сицилии. Убытки понесла только компания, поскольку пришлось ремонтировать корабль. Люди остались живы и здоровы. * В том же 2008-м на «Costa Atlantica» были серьезные проблемы с рулевым управлением, а одного из членов команды арестовали по обвинению в хранении и распространении детской порнографии. Проходя через Ла-Манш, корабль столкнулся с грузовым судном. * В 2009 году на «Costa Romantica» возник пожар в машинном отделении, и всех пассажиров пришлось эвакуировать.