Почему Россию всколыхнула смерть в СИЗО учителя Андрея Кудоярова
Почему Россию всколыхнула смерть в СИЗО учителя Андрея Кудоярова
Андрей КУДОЯРОВ, директор московской школы № 1308, скончался от обширного инфаркта. Его обвиняли в попытке получения взятки в размере 240 тысяч рублей за зачисление непрошедшего тесты ребенка в первый класс. Казалось бы, смерть взяточника не должна была потрясти страну, но народ на нее отреагировал неожиданно бурно. Почему?Этот вопрос мы задали нашему политическому консультанту Анатолию ВАССЕРМАНУ.
- С ноября 2009-го только в московских СИЗО скончались 50 человек. Но, несмотря на все старания правозащитников, страну взволновала именно эта смерть – смерть директора школы. Почему?Общественное мнение формирует, как правило, средний класс: мелкий бизнес и востребованные специалисты различных сфер деятельности. Смерть Андрея Кудоярова в первую очередь затронула интересы этого класса. Вверенная директору школа - по отзывам родителей, учителей и детей - была хорошей, а это большая редкость в наше время. К тому же директор тоже был представителем среднего класса и находился между молотом и наковальней, так как интересы государства и родителей школьников в нашей стране стали прямо противоположными. Поясню.После ража лихих 90-х, когда молодежь ориентировали не на учебу, а на быстрый заработок с минимумом интеллектуальных затрат, пришло отрезвление. Недоучившиеся предприниматели стали родителями и осознали ценность любого хорошего образования – от начального до высшего. О тех, кто живет на грани прожиточного минимума, и говорить нечего: даже хорошее начальное образование дает больше шансов их детям вырваться из нищеты. Нередко и самые бедные идут на жертвы, лишь бы их дети учились в человеческих условиях. Зато сырьевому государству и политикам, превратившим Россию в страну третьего мира, не нужны умные люди. Еще в 1990-х был нанесен сокрушительный удар по средней и высшей школе, и с тех пор их откровенно добивают.
Теперь мы уже не узнаем, был ли Андрей КУДОЯРОВ взяточником или умер честным человеком - уголовное дело, скорее всего, закроют в связи со смертью обвиняемого (фото «ИТАР-ТАСС») |
Модернизируют в скотов
Но есть еще два важных момента, определяющих общественное мнение.Первый. По той же схеме, «пристроив» мать, жену и дочь, мог действовать мошенник, превративший государственную школу в средство нелегального обогащения, делясь с теми педагогами, которые его поддерживают. А именно таких директоров сейчас пруд пруди. Неудивительно, что многие родители, даже не пытаясь разобраться в ситуации, радуются, что наконец-то школьных мздоимцев стали сажать. Но даже они недоумевают, зачем же доводить до обширного инфаркта, да еще до суда? И соболезнуют близким директора. Второй момент. Допустим, что Кудояров был не без греха. То есть брал взятки, тайно присваивал часть денег из фонда и под угрозой отчисления ребенка требовал равной благотворительности от всех родителей без учета их материальных возможностей. Однако прокуратура за пять дней до смерти сняла с него обвинения и сам он своей вины не признал. А следователи утверждают, что вина директора доказана. Кому верить? Складывается впечатление, что сам арест Кудоярова – плод борьбы между прокуратурой и отпочковавшимся от нее следствием. А это уже очень страшно, когда два модернизированных ведомства принимаются избивать друг друга телами людей, убитых системой законности и правопорядка. Причем страшно уже не только среднему классу, а всем, ибо у нас от тюрьмы и от сумы не зарекаются. Думаю, смерть директора школы многим открыла глаза: чиновники и политики - не то чтобы сознательно, а так, на автопилоте - принялись модернизировать людей в скотов. А такая перспектива не может оставить общество равнодушным: как сказал Хемингуэй, «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Колокол всегда звонит по Тебе». Чиновники от образования тоже это знают. В столице гул громче и его услышали раньше.В московском правительстве подготовили пилотный проект, часть которого будет запущена в 2012 году. Как утверждает заместитель руководителя департамента образования Наталья Шерри, родители будут знать, как школа расходуют деньги. Для учета всех бюджетных и внебюджетных поступлений директоров обяжут создавать советы из учителей, родителей и представителей местной общественности, которые будут контролировать поступление и распределение финансов и публиковать отчеты на официальных сайтах школ.