Около месяца назад в The Wall Street Journal, который считается серьезным изданием, политический обозреватель Томас Дэнс безапелляционно заявил: пора отобрать у России остров Врангеля, дескать, он принадлежит США. Казалось бы, мало ли какую белиберду несут западные журналисты о России. Но тут дело серьезное. Претензии на неприветливый кусок суши в Северном Ледовитом океане - заявка на контроль над Северным морским путем.
На сегодняшний день есть два основных морских маршрута для грузов из Европы и Америки в Азиатско-Тихоокеанский регион: через Суэцкий канал и Севморпуть. Первый длиннее (переход занимает на 10 - 15 дней больше) и опаснее - из-за морских пиратов. Недостаток второго - отсутствие комфортной инфраструктуры в портах (впрочем, ее уже развивают). Казалось бы, с чего американцам переживать: пусть бизнес голосует долларом за тот или иной путь перевозки. Но дело в том, что дорога через Суэц пролегает в районах, контролируемых военно-морскими силами США и НАТО. И если что, можно запереть проход для неугодных Западу. А благодаря Севморпути Россия спокойно налаживает торговые связи хоть с Китаем, хоть с Ираком, хоть с Индией и вообще со всеми нормальными странами, которые не ввязываются в грязные политические игры. Кроме того, морская артерия в Северном Ледовитом океане - это возможность продолжать разведывать новые месторождения нефти, газа и полезных ископаемых в Арктике. Выходит, все потуги США и Европы изолировать Россию, дабы уничтожить нашу экономику, - пшик. А они ведь так стараются!
По толстому льду
США пыжатся, принимают доктрины и утверждают стратегии по возвращению лидерства в Арктическом регионе.
- СВО может усложнить экономическое развитие России в Арктике и усилия по ее военной модернизации, - откровенно рассуждают авторы последнего документа, подписанного 7 октября 2022 года. Очевидно, планируя под шумок подсуетиться.
У них, конечно, есть две военные базы на Аляске, куда сейчас вбухивают огромные средства. Но как осваивать и контролировать регион без ледоколов, сами-то подумали?
- Ледокольный флот береговой охраны будет поддерживать постоянное присутствие в Арктике США и дополнительное присутствие по мере необходимости в европейской Арктике, - грозятся из-за океана. Знаем мы этот флот. Два ледокола: Healy (2000 года постройки) и Polar Star (1976 года), давно дышащий на ладан. К слову, в 2018-м адмирал Пол Цукунфт отговорил Конгресс отправлять старичка в Арктику для обеспечения «свободы судоходства», поскольку шанс застрять во льдах с поломкой был слишком высок. Пришлось бы обращаться к России, чтобы отбускировать Polar Star, опозорились бы на весь мир.
Планы постройки новых, более мощных ледоколов в США есть. Но потребуются годы, да и с опытом в этой сфере у американцев так себе. В России же 46 ледоколов, из них - семь атомных, таких нет больше ни у кого. Первый из них - «Ленин» - 5 декабря отметит 65-летие со дня спуска на воду. В полном соответствии с названием он совершил революцию в освоении Арктики. До того ледоколы были паровыми (автономность плавания 15 - 30 суток) и дизельными (50 суток). Нередко караваны судов вынуждены были зимовать среди полярных льдов, потому что у проводника кончилось топливо. Мирный атом мог в корне поменять ситуацию, обеспечив автономность до 12 месяцев. Разработка атомного ледокола началась в 1953 году, спустя два года после постройки первой в мире АЭС.
Торжественную закладку судна произвели в 1956-м в Ленинграде. На корме запланировали площадку для вертолетов ледовой разведки, интерьеры продумывали, учитывая длительный поход. Отделка деревом (карельская береза и кавказский орех), каюты на одного-двух человек, библиотека, кинозал, музыкальный салон и сауна - все для того, чтобы члены экипажа работали в комфортных условиях.
Нынче заслуженный атомоход стоит на приколе в Мурманске, в нем организован музей. Его дело продолжают более мощные, к которым через два года присоединятся спущенный на воду 22 ноября «Якутия» и прибывший на днях в порт Мурманска «Урал». В 2026-м в строй вступит атомный ледокол «Чукотка». В процессе строительства еще более крутые «Россия» и «Лидер». Навигацию по Севморпути планируется сделать круглогодичной, а для этого нужно от восьми до 14 ледоколов разного типа. В общем, пусть американцы колют лед для коктейлей - это у них лучше получается.
Хилый Healy
Современные суда способны пробивать трехметровые льдины. Для сравнения: хиленький Healy справляется со льдом не толще 1,6 метра. На ледоколах использованы безотходные технологии, поэтому выбросы в атмосферу минимальны. Радиационный фон на новых ледоколах ниже естественного.
Сравним?
Ледокол «Ленин»
- Длина 134 м
- Ширина 27,6 м
- Осадка 10,5 м
- Водоизмещение 16 тыс. т
- Ледопроходимость 1,7 м
- Мощность главной энергоустановки 44 тыс. л.с./32,4 МВт
- Скорость хода по чистой воде 19,6 узла/36 км/ч
- Автономность плавания 12 мес.
- Экипаж 243 чел.
Ледокол «Якутия»
- Длина 173,3 м
- Ширина 34 м
- Осадка 10,5 м
- Водоизмещение 33,5 тыс. т
- Ледопроходимость 3 м
- Мощность 81,6 тыс. л. с./60 МВт
- Скорость хода по чистой воде 22 узла/40 км/ч
- Автономность плавания 7 лет
- Экипаж 54 человека.
Кто первый встал, того и остров
Аборигены Чукотки рассказывали русским первопроходцам об острове, заселенном белыми медведями и богатом пушным зверем, еще в середине XVII века. В 1764 году его нанесли на карту, но подойти к нему никак не удавалось.
В 1820-м в те края отправилась экспедиция под руководством русского полярного исследователя Фердинанда Врангеля. Человека, совершившего три кругосветных путешествия, правившего Русской Америкой (кстати, сильно возражавшего против продажи Аляски). Четыре года упорных трудов по обследованию северного побережья Восточной Сибири и Чукотки позволили создать подробную карту тех мест, но остров так и не нашли, хотя в его существовании никто не сомневался. А дальше началась чехарда.
- 1849. Британский подданный Генри Келлетт увидел остров, но подобраться к нему не смог. Однако записал его на свое имя - остров Келлетта.
- 1867 Американское китобойное судно наконец натыкается на остров и огибает его. Зная об экспедиции русского адмирала, капитан корабля Томас Лонг называет остров именем Врангеля.
- 1881. На сушу высаживаются американские моряки. Объявляют остров собственностью США.
- 1911. Русский корабль «Вайгач» приходит на остров и устанавливает на нем флаг империи.
- 1914. Близ острова раздавлена льдами бригантина канадской экспедиции. Команда зимует на суше, большинство людей погибнет, выживших вывезут прибывшие на выручку земляки.
- 1921.На остров высаживают пять человек - канадцев, американцев и эскимосскую женщину в качестве кухарки. Они объявляют землю частью Британской империи. Из-за погодных условий судно с провизией не приходит. Еще одну зиму колонисты не переживут, в живых останется только эскимоска.
- 1924.К острову на канонерке «Красный Октябрь» отправляется советская экспедиция. Водрузив флаг СССР, обследуют территорию и обнаруживают команду эскимосов под руководством американца, ведущих промысел пушного зверя и белых медведей. Браконьеров под арестом вывозят с острова. Советское правительство направляет в Вашингтон ноту и требует соблюдать принципы международного права. США больше на остров не посягали. До недавнего времени.
- 1926. Начинается освоение острова, создана первая полярная станция.
Кстати
- На самом деле принадлежность острова была определена еще в 1867 году. В договоре продажи Аляски оговаривалось разделение арктических земель между продавцом и покупателем. Остров Ратманова и все, что к западу от него, в том числе остров Врангеля, оставалось за Российской империей. Если США хотят оспорить договор, может, вернут нам Аляску? Фердинанд Петрович Врангель одобрил бы.
- 15-дневный тур на экспедиционном судне с посещением мыса Дежнева, проходом через бухту Преображения и Берингов пролив, пятидневным пребыванием на островах Врангеля и Геральда стоит от 728 тыс. руб. на человека. Это без учета авиабилетов до Анадыря, откуда начинается путешествие.
- 13-дневный круиз на атомном ледоколе «50 лет Победы» к Северному полюсу обойдется в 2,2 - 4,079 млн руб., в зависимости от типа каюты. Плюс нужно будет купить билеты до Мурманска.
- Строительство ледокола «Ленин» не было засекречено. На верфи побывали британский премьер-министр Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
Источник фото: Виктор Гусейнов/«КП»,Legion-Media,Ysia.ru,Commons.wikimedia.org