Во время саммита G20 на острове Бали министр иностранных дел России Сергей Лавров произвел настоящий фурор. Солидный дипломат появился в футболке с принтом фрагмента картины американского художника Жан-Мишеля Баскии «Красные короли». Сына психически больной матери, авангардиста и бунтаря.
Если бы Лавров вышел на люди при галстуке или в майке с репродукцией картин Ильи Глазунова, Александра Шилова либо Валентина Серова, это прошло бы почти незамеченным. Но Жан-Мишель Баския на Западе - фигура культовая, и наш министр сумел привлечь к себе внимание всего мира. Чего он и добивался, чтобы опровергнуть лживые слухи, мол, он с сердечным приступом попал в больницу.
Однако Сергей Викторович - слишком опытный и мудрый дипломат, чтобы преследовать лишь одну цель. Сейчас, когда на Западе пытаются запретить все русское - музыку Чайковского, пьесы Чехова, живопись Кандинского, выбросить из мирового спорта наших чемпионов, майка «от Баскии» - сильная демонстрация. Этот жест показывает, насколько у нас в стране с уважением относятся к творчеству даже столь противоречивых и экстравагантных авторов.
К тому же работы Баскии пронизаны идеями борьбы против расовой дискриминации, классового неравенства и продажной политической системы США.
Изобразительное искусство - не из числа приоритетов Лаврова. Он увлекается поэзией, рафтингом, футболом. Скорее всего, майку с «Красными королями» подарила отцу дочь Екатерина, бывший директор российского отделения аукционного дома Christie’s, владелица фирмы по продвижению современного искусства Smart Art.
В постели с Мадонной
Кто же такой Жан-Мишель Баския? Сын пуэрториканки и гаитянина, он вырос в Нью-Йорке. В семь лет был сбит машиной, получил множество травм и лишился селезенки. Мать попала в психушку, и после развода родителей мальчик рос с отцом. В деньгах семья не нуждалась, но папаша поколачивал сына, и в 17 лет тот сбежал из дома. Жил впроголодь, ночевал у друзей и на скамейках в парках. Путь в искусство юноша начал с сатирических уличных граффити. Подписывал их SAMO (Same old shit - Все то старое дерьмо).
Свою первую картину Баския продал в 20 лет, в 21 все его картины с персональной выставки нашли покупателей. Одну работу купила солистка Blondie Дебби Харри, ставшая его мимолетной герлфренд. Два месяца любовницей художника была Мадонна, еще только готовившая свой дебютный альбом. Когда они расстались, Жан-Мишель забрал у нее все свои картины и закрасил их черной краской.
Полотна Баскии стали настолько модными, что он мог себе позволить выбирать покупателей. Кто ему не нравился - летел кубарем с лестницы. Один из назойливых арт-дилеров получил в рожу тортом.
Со славой и спросом пришло богатство. Жил Жан-Мишель в роскошном лофте, носил костюмы от Армани, холодильник ломился от трюфелей и французского вина. Однажды художник ужинал в дорогом ресторане. За соседним столиком сидела компания белых богачей. Они косились на Баскию и костерили «ниггеров» - дескать, нищебродам здесь не место. Жан-Мишель попросил официанта подать счет компании ему. Заплатил $3 тыс. и гордо удалился.
Работал Жан-Мишель неистово, большей частью по ночам, впадая при этом в транс. В свободное время прожигал жизнь вместе с Энди Уорхолом, Трумэном Капоте, Миком Джаггером, Китом Ричардсом, Рудольфом Нуреевым, Михаилом Барышниковым в клубе «Студия 54». Веселье в этом вертепе поддерживалось алкоголем и кокаином.
- По сравнению со «Студией 54» Содом и Гоморра были детским садом, - считал диджей Никки Сиано.
- Стоны и крики слышались отовсюду. Это было место, где люди предавались самым грязным утехам, - не скрывала певица Грейс Джонс.
В юности Баския мечтал прославиться и разбогатеть. После чего сбежать на Гавайи, открыть фабрику по производству текилы и играть джаз. В 1988 году наркотики оборвали жизнь художника в 27 лет...
Кстати
- В 2017 картина Жан-Мишеля Баскии «Без названия» была продана за $110,5 млн.
Источник фото: Соцсети,Legion-Media,Владимир Веленгурин/«КП»