Сапожных дел мастер Сергей Юрченко: «Кинодеятели экономят на консультантах»

Сергей, инженер по профессии, нашел себя в обувном деле

Сапожных дел мастера - так уважительно называют Сергея Юрченко из подмосковной Лобни - я нашла на сайте военно-исторических реконструкций. У увлеченных этим людей обязательный пунктик: точное воспроизведение амуниции и обмундирования эпохи. Сергей шьет сапоги и ботинки, которые носили солдаты и офицеры разных эпох и армий. Он много про это знает, сам участвует в реконструкциях и не раз снимался в кино. В честь Международного дня сапожника, который все причастные отмечали 26 ноября, напросилась к умельцу в гости.

В обычном гараже множество обувных выкроек по стенам, ряды всеразмерных колодок, в центре - швейная машинка. На видном месте как раз к холодам стильная пара из кожи и войлока. Чья такая красота?

- Точная копия немецких войлочных сапог образца 1942 года, - объясняет Сергей Юрченко. - После того как фрицы столкнулись с русскими морозами, в Германии объявили конкурс на разработку теплой обуви для армии. Но решили не заморачиваться: взяли за основу наши валенки и приладили подошвы. Сапог был полностью из войлока. Но нижнюю часть обшили кожей, она защищала от агрессивной среды и не стиралась. Чтобы подошва не скользила, на нее набивали кожаные пятаки.

Кстати, подобные сапоги и сегодня пользуются спросом, отмечает мастер. Михаил Пореченков, например, - бывалый охотник, попросил сшить пару. Юрченко пообщался с актером на съемках фильмов «Трио. Жаркое лето 99-го…», «Контригра» и «Остаться в живых», где у Сергея тоже были небольшие роли.

-  Реконструкторы стремятся заказать обувь, чтобы она была максимально похожа на исторические образцы. А в кино про войну на это сильно обращают внимание?

- Многие создатели фильмов либо экономят на военных консультантах, либо заявляют, что они «так видят». Но когда на экране появляется боец Великой Отечественной в сапогах с современного строительного рынка, дальше смотреть не хочется. При съемке издалека, возможно, и не требуется полное соответствие, но на крупном плане хочется видеть исторически точную картинку.

- Наших солдат показывают в кирзачах - все верно?

- Если события развиваются в начале 1940-х, да. Кирзовые сапоги запустили в производство на Кировском заводе в феврале 1941-го, отсюда и название: «кирза». И хотя из нее изготавливали только голенище, а низ по-прежнему делали из натуральной кожи, материал удешевился, что позволило обеспечить обувью многомиллионный фронт.

До 1940-х военнослужащие в основном носили кожаные сапоги - хромовые, юфтевые или яловые. Я скажу, что и в Красной армии, и в императорских войсках у солдат была очень добротная обувь. В Европе только офицеры ходили в хромовых сапогах, а рядовой состав - в основном ботинках.

И сегодня в Интернете можно найти хромовую кожу для сапог, которую выдавали советским военачальникам на пошив. У меня лежит крой 1957 года - кожа до сих пор отменного качества. Вообще раздобыть хороший материал для воссоздания исторической обуви сложно. Так как многие заводы в нашей стране закрылись, кожевенное сырье закупаем за границей.

Сапоги рядового Российской императорской армии 

К слову, форма солдата Красной армии времен Великой Отечественной очень популярна у реконструкторов на Западе. До недавнего времени было много заказов и на военную обувь.

На столе аккуратной горкой - деревянные гвозди, которые мастер вбивает в подошву одного из башмаков: точно так делали в старину.

- Натуральная кожа дружит с деревом, - объясняет Сергей. - Внутри башмака, пробитого деревянными гвоздями и прошитого нитками, создается микроклимат, в котором нога дышит. Между прочим, при производстве обуви на заказ в дорогих мастерских Италии и сегодня нередко используют именно этот шпилечный метод.

Правда, раздобыть старую фурнитуру тоже стало непросто, сетует Юрченко. Раньше деревянные гвозди, набойки, подковы он покупал на европейских аукционах: много раритетного материала пылится в той же Германии по чердакам. Этим штуковинам лет 80, а они до сих пор выполняют свою функцию.

Горно-егерьские немецкие ботинки образца 1936 года 

В подметки не годится

- Самая сложная - рантовая обувь: полоска кожи крепится особым швом по периметру подошвы. Клей практически не используется, - рассказывает Сергей, с ювелирной точностью прокладывая бороздку для будущего шва. - Чтобы ускорить процесс, с 1950-х подметки на обуви, в том числе и на военной, стали прибивать латунными гвоздями. Для прочности добавлялась прошивка. Плюс железные набойки. Немцы еще крепили на подошвенную часть шипы. Наши обувщики их почти не использовали и при необходимости просто меняли подметки.

Кстати, Сергей растолковал: когда мы говорим про что-то никчемное, что даже «в подметки не годится», не подозреваем, что на самом деле на эту часть обуви, наоборот, шла качественная кожа особой выделки.

- Подметки и наборный каблук делали только из чепрака - кожи со спины лошади, которая ходила под седлом. Она плотная, мозолистая. После обработки и вовсе становилась похожа на фанеру, которую не разрежешь ножом.

Старые модели, которые удается раздобыть, служат наглядным пособием 

Семь пар стоптать

Можно ли создать неубиваемые сапоги? Вечного ничего нет, набойки и подметки все равно придется менять, рассуждает Юрченко. Но если обувь изготовлена из плотной, хорошо выделанной кожи и ее регулярно пропитывать специальным составом, можно дать гарантию и пять, и десять лет.

- А вот наша армия перешла на берцы - они долго прослужат?

- Покажу английские военные ботинки 1940-х годов. Смотрите, какие они мощные. Нос, боковые части, задник укреплены плотными вставками - такие способны погасить удар мелких осколков от разрыва противопехотной мины. А уж падение ящика с патронами на ногу выдержат наверняка. Прошиты, проклеены надежно. Берцы легкие и удобные, но их производят из искусственных материалов, и они не способны долго выдерживать серьезные нагрузки.


Не сесть в калошу

Большая часть недорогой обувь обычно рассчитана на один-два сезона, предупреждает мастер.


На рыбьем меху

Астраханец Ильдар Фахретдинов шьет обувь из шкурок сазана, щуки, толстолобика, сома и других рыб. Обработанная чешуя мягкая, прочная и почти не сминается. При выделке мастер использует минимум химии, поэтому в ботинках «на рыбьем меху» комфортно. На пару 42 размера уходит до четырех шкурок. Ни у одной узор не повторяется.

«Оскар» для подмастерья

Трижды оскароносец, британский актер Дэниэл Дэй-Льюис год проработал в сапожной мастерской в итальянской Флоренции. В 1985-м на съемках фильма «Комната с видом» он был так очарован искусством обувщика, которому заказал ботинки, что напросился к нему в подмастерья. И не попросил ни лиры за свой труд.

Бутсы как тапочки

Бывший главный тренер «Спартака» Олег Романцев заказывал бутсы знакомому мастеру. Они получались мягкие, как тапочки. Но контакты человека с золотыми руками футболист никому не сдавал, потому что умелец пил как сапожник и мог осилить лишь пару ботинок в месяц. Олег Иваныч уверен: и сейчас полно таких виртуозов - надо лишь поискать.


Кстати