Сапожных дел мастер Сергей Юрченко: «Кинодеятели экономят на консультантах»
В обычном гараже множество обувных выкроек по стенам, ряды всеразмерных колодок, в центре - швейная машинка. На видном месте как раз к холодам стильная пара из кожи и войлока. Чья такая красота?
- Точная копия немецких войлочных сапог образца 1942 года, - объясняет Сергей Юрченко. - После того как фрицы столкнулись с русскими морозами, в Германии объявили конкурс на разработку теплой обуви для армии. Но решили не заморачиваться: взяли за основу наши валенки и приладили подошвы. Сапог был полностью из войлока. Но нижнюю часть обшили кожей, она защищала от агрессивной среды и не стиралась. Чтобы подошва не скользила, на нее набивали кожаные пятаки.
Кстати, подобные сапоги и сегодня пользуются спросом, отмечает мастер. Михаил Пореченков, например, - бывалый охотник, попросил сшить пару. Юрченко пообщался с актером на съемках фильмов «Трио. Жаркое лето 99-го…», «Контригра» и «Остаться в живых», где у Сергея тоже были небольшие роли.
- Реконструкторы стремятся заказать обувь, чтобы она была максимально похожа на исторические образцы. А в кино про войну на это сильно обращают внимание?
- Многие создатели фильмов либо экономят на военных консультантах, либо заявляют, что они «так видят». Но когда на экране появляется боец Великой Отечественной в сапогах с современного строительного рынка, дальше смотреть не хочется. При съемке издалека, возможно, и не требуется полное соответствие, но на крупном плане хочется видеть исторически точную картинку.
- Наших солдат показывают в кирзачах - все верно?
- Если события развиваются в начале 1940-х, да. Кирзовые сапоги запустили в производство на Кировском заводе в феврале 1941-го, отсюда и название: «кирза». И хотя из нее изготавливали только голенище, а низ по-прежнему делали из натуральной кожи, материал удешевился, что позволило обеспечить обувью многомиллионный фронт.
До 1940-х военнослужащие в основном носили кожаные сапоги - хромовые, юфтевые или яловые. Я скажу, что и в Красной армии, и в императорских войсках у солдат была очень добротная обувь. В Европе только офицеры ходили в хромовых сапогах, а рядовой состав - в основном ботинках.
И сегодня в Интернете можно найти хромовую кожу для сапог, которую выдавали советским военачальникам на пошив. У меня лежит крой 1957 года - кожа до сих пор отменного качества. Вообще раздобыть хороший материал для воссоздания исторической обуви сложно. Так как многие заводы в нашей стране закрылись, кожевенное сырье закупаем за границей.
К слову, форма солдата Красной армии времен Великой Отечественной очень популярна у реконструкторов на Западе. До недавнего времени было много заказов и на военную обувь.
На столе аккуратной горкой - деревянные гвозди, которые мастер вбивает в подошву одного из башмаков: точно так делали в старину.
- Натуральная кожа дружит с деревом, - объясняет Сергей. - Внутри башмака, пробитого деревянными гвоздями и прошитого нитками, создается микроклимат, в котором нога дышит. Между прочим, при производстве обуви на заказ в дорогих мастерских Италии и сегодня нередко используют именно этот шпилечный метод.
Правда, раздобыть старую фурнитуру тоже стало непросто, сетует Юрченко. Раньше деревянные гвозди, набойки, подковы он покупал на европейских аукционах: много раритетного материала пылится в той же Германии по чердакам. Этим штуковинам лет 80, а они до сих пор выполняют свою функцию.
В подметки не годится
- Самая сложная - рантовая обувь: полоска кожи крепится особым швом по периметру подошвы. Клей практически не используется, - рассказывает Сергей, с ювелирной точностью прокладывая бороздку для будущего шва. - Чтобы ускорить процесс, с 1950-х подметки на обуви, в том числе и на военной, стали прибивать латунными гвоздями. Для прочности добавлялась прошивка. Плюс железные набойки. Немцы еще крепили на подошвенную часть шипы. Наши обувщики их почти не использовали и при необходимости просто меняли подметки.
Кстати, Сергей растолковал: когда мы говорим про что-то никчемное, что даже «в подметки не годится», не подозреваем, что на самом деле на эту часть обуви, наоборот, шла качественная кожа особой выделки.
- Подметки и наборный каблук делали только из чепрака - кожи со спины лошади, которая ходила под седлом. Она плотная, мозолистая. После обработки и вовсе становилась похожа на фанеру, которую не разрежешь ножом.
Семь пар стоптать
Можно ли создать неубиваемые сапоги? Вечного ничего нет, набойки и подметки все равно придется менять, рассуждает Юрченко. Но если обувь изготовлена из плотной, хорошо выделанной кожи и ее регулярно пропитывать специальным составом, можно дать гарантию и пять, и десять лет.
- А вот наша армия перешла на берцы - они долго прослужат?
- Покажу английские военные ботинки 1940-х годов. Смотрите, какие они мощные. Нос, боковые части, задник укреплены плотными вставками - такие способны погасить удар мелких осколков от разрыва противопехотной мины. А уж падение ящика с патронами на ногу выдержат наверняка. Прошиты, проклеены надежно. Берцы легкие и удобные, но их производят из искусственных материалов, и они не способны долго выдерживать серьезные нагрузки.
Не сесть в калошу
Большая часть недорогой обувь обычно рассчитана на один-два сезона, предупреждает мастер.
- Надо понимать, что популярные ныне прессованная кожа, экокожа - это синтетика. Она не держит форму и быстро теряет вид.
- Когда не хочется переплачивать, стоит обратить внимание на модели из так называемого спилка. Это натуральная кожа, с которой «спилен» верхний слой, - он идет на изготовление курток, перчаток и т.д. На нижний слой наносится искусственное покрытие, защищающее от влаги и реагентов.
- Модная литая подошва чаще всего полая внутри, поэтому легкая. Но она быстро продавливается, и пятка проваливается в пустоту.
- Покупать кожаную обувь нужно точно по ноге, не рассчитывая, что со временем она растянется. Сразу должно быть удобно. Пятка зафиксирована, но ничто не давит. Стопа, особенно в самой широкой части, - не зажата.
- Хранить обувь лучше, вставив колодку внутрь. Или хотя бы плотно набить бумагой. Иначе башмаки могут потерять форму.
На рыбьем меху
Астраханец Ильдар Фахретдинов шьет обувь из шкурок сазана, щуки, толстолобика, сома и других рыб. Обработанная чешуя мягкая, прочная и почти не сминается. При выделке мастер использует минимум химии, поэтому в ботинках «на рыбьем меху» комфортно. На пару 42 размера уходит до четырех шкурок. Ни у одной узор не повторяется.
«Оскар» для подмастерья
Трижды оскароносец, британский актер Дэниэл Дэй-Льюис год проработал в сапожной мастерской в итальянской Флоренции. В 1985-м на съемках фильма «Комната с видом» он был так очарован искусством обувщика, которому заказал ботинки, что напросился к нему в подмастерья. И не попросил ни лиры за свой труд.
Бутсы как тапочки
Бывший главный тренер «Спартака» Олег Романцев заказывал бутсы знакомому мастеру. Они получались мягкие, как тапочки. Но контакты человека с золотыми руками футболист никому не сдавал, потому что умелец пил как сапожник и мог осилить лишь пару ботинок в месяц. Олег Иваныч уверен: и сейчас полно таких виртуозов - надо лишь поискать.
Кстати
- Всеми любимая «халява» тоже имеет отношение к сапожному делу. В прошлом так называли голенище сапог, в которых ходили, например, на ярмарку. Чем оно шире, тем больше туда можно было отправить всякой снеди, которую удавалось стянуть по-тихому. Под длинной одеждой ее легко было спрятать.
- Первая военная обувь на Руси - лапти, чуни или поршни. Стрельцы Ивана IV переобулись в сапоги. При Петре I солдаты носили ботинки с пряжками, кавалерия - сапоги с раструбами. Павел I ввел в обиход высокие лакированные сапоги, Александр I - юфтевые до колена, Николай I - короткие c суконным верхом.