25 ноября знаменитому авиаполку «Нормандия - Неман» исполняется 80 лет. Юбилей наверняка отметят с размахом. Правильно: героев нужно помнить, сколько бы времени ни прошло. Вот только хорошо бы уточнять: французы не столько помогали нам, сколько решали собственные политические задачи.
- Любой, кто сражается против Германии, в то же время сражается за освобождение Франции, - подчеркнул Шарль де Голль 22 июня 1941 года. К тому времени его страна уже год как лежала под фашистским сапогом.
Генерала де Голля тяготила необходимость заручаться поддержкой англичан, которые не давали ему действовать по собственному усмотрению. Сотрудничество с СССР стало этакой шпилькой - подколоть вечных соперников. Черчиллю, надо сказать, это действительно не понравилось.
Планировали перебросить из Сирии в Советский Союз французскую механизированную дивизию. Оказалось, слишком сложно. Отправили в тыл на обучение летчиков. Попросили советские самолеты (не хотели летать на британских). Выбили право носить французскую форму, чего не позволяли англичане. Более того, советское командование закрыло глаза на то, что в эскадрилье воевали дети белоэмигрантов, ненавидевшие коммунизм: не до идеологических разногласий было. Но и натерпелись с французами немало.
Летчики «Нормандии - Неман» лихачили, по одиночке гоняясь в небе за врагом, не выполняли приказы, не хотели вдаваться в тонкости стратегии и тактики. Однажды за один вылет погибли трое из 14 пилотов, и только эта трагедия заставила их пересмотреть свои безрассудные действия.
8 июня 1944-го младший лейтенант Морис Шалль в первом своем бою сбил самолет. Громко праздновал победу, пока ему не втолковали: это был наш истребитель, а в нем - бесстрашный лейтенант Архипов, уничтоживший восемь самолетов фрицев.
Кривились французы от нашей еды: не нравились им щи да каши. Как-то украли на ферме кормовые бобы, другой раз принялись демонстративно жевать одуванчики. А когда отловили и съели обитавшего в столовой кота, советские механики чуть не набили им морды. Не лягушка, в конце концов!
5 июня 1945 года летчики полка «Нормандия - Неман» отправились на родину. СССР широким жестом подарил французам Як-3, машины, на которых они воевали. Еще и премию выплатили в размере денежного довольствия за все время службы: пилотам и семьям погибших.
Стукачи и полицаи
В составе знаменитого авиаполка сражались 96 летчиков, 42 из них с вылетов не вернулись. Безусловно, мы благодарны героям, которые наравне с нашими дедами бились против нацистской гидры. Жаль только, что гораздо больше французов воевало на той стороне.
- Всего через три месяца после оккупации Франции у немецкой разведки было 32 тыс. добровольных помощников. Абверу пришлось разгонять очереди потенциальных стукачей - доносы от имевшихся еле успевали обрабатывать.
- «Легион добровольцев против большевизма» из 3 тыс. человек отправлялся в СССР с наказом командования отомстить за предков, солдат Наполеона. Правда, они скорее повторили судьбу прадедов - легион знатно поредел в боях под Москвой.
- Уголовники Пьер Лутрель и Анри Лафон создали в 1941-м организацию Carlingue (французское гестапо), набрав в нее более 30 тыс. головорезов, которым пытать и убивать было в радость.
- Французская добровольная «милиция», созданная в 1943-м и насчитывавшая 45 тыс. сотрудников, успешно отлавливала участников Сопротивления, евреев, коммунистов.
- В дивизии СС «Шарлемань» воевали 7 тыс. французов. Многие из них сражались в апреле 1945-го на подступах к рейхстагу, там же и полегли.
- 35 тыс. солдат отстаивали французские колонии как часть Третьего рейха в Сирии и Ливане, 60 тыс. - в Алжире. 8 тыс. вишистов пытались удержать Мадагаскар, и только когда закончились боеприпасы, сдались англичанам в плен.
Точное число служивших в вермахте французов подсчитать сложно, но как минимум 100 тыс. воевали на Восточном фронте против СССР. Добавьте сюда всех, о ком написано выше, получится больше 300 тыс. Сколько же выступило за нас? Не поверите: в 1940 году на стороне де Голля было всего 7 тыс. Когда в 1943-м ход войны переломился, их стало почти 40 тыс. Через год Сопротивление насчитывало уже 135 тыс. участников, правда, почти половина из них были иностранцами - испанцы, немецкие коммунисты, советские военнопленные, русские эмигранты. А вот когда Францию очистили от коричневой чумы, в Сопротивлении тут же оказался 1 млн человек. Быстро переобулись.
Слепой Макрон
17 июля 1944 года по Москве вели пленных немцев. В качестве симметричного ответа руководство Третьего рейха устроило подобное шествие в Париже, прогнав по улицам американцев, канадцев, англичан, взятых в плен после высадки в Нормандии. Кадры кинохроники запечатлели проклятия, плевки, затрещины парижанок в адрес солдат, к которым французы вскоре примажутся в качестве союзников. Всего через месяц столичные жители точно так же будут отвешивать пинки немцам, от которых их освободят.
Самое печальное, что за эти годы ничего не изменилось. В гитлеровских оккупантах французы ничего плохого не видели, и теперь Эммануэль Макрон как умеет ублажает хохлохунту, на голубом глазу утверждая: фашистов на Украине нет. Натовских вояк, по его словам, тоже.
- Мы не являемся стороной конфликта на Украине, но оказываем ей гуманитарную, экономическую и военную поддержку, - юлит французский президент.
И подмахивает приказы об отправке туда систем ПВО, гаубиц CAESAR, бронетранспортеров Bastion. Интересно будет посмотреть, что Макрон запоет после нашей победы.
Источник фото: Legion-Media,Commons.wikimedia.org