Еще лет 20 назад один-два ученика на класс имели проблемы, связанные с речью. Cегодня, наоборот, немногие из ребят способны четко излагать мысли. Почему у детей каша во рту и как избавиться от «фефектов фикции» в зрелом возрасте, обсуждаем с логопедом-дефектологом Мариной Сториной. Кстати, 14 ноября у специалистов, которые помогают говорить красиво, был профессиональный праздник. Поздравляем!
- Плохая экология, стресс, который накрывает женщин во время беременности, отражаются на малышах, - отмечает Марина Сторина. - Полностью здоровых детей сегодня мало. К тому же медики выхаживают глубоко недоношенных младенцев, которые лет 20 назад просто не родились бы. Много детей с диспраксией: у них сформированы язык, губы, щеки, мозг нормально работает, а вот нервные связи между ними слабые - ребенок не может управлять губами и языком.
Развитию речи мешают памперсы. Наши мамы и бабушки, не имея их, чаще контактировали с чадом, брали его на руки. Малыш слышал речь, схватывал артикуляцию и начинал раньше разговаривать.
Или вот питание. Грудное вскармливание - прекрасно. Но если прикорм вводится позже и только в виде пюре,то язычку не на чем тренироваться. Многие современные детки даже в шесть-семь лет не приучены пережевывать, и у них, как правило, плохая дикция.
Картину осложняют гаджеты, забивающие клетки мозга звуковым мусором и не развивающие речевой слух.
«Может, причина в том, что он много сидит в компьютере и телефоне?» - спрашивает мама семилетнего малыша, который плохо разговаривает и не умеет читать. «Конечно, - говорю. - В вашем возрасте хватит часа в день».
А у нее мальчишка постоянно с гаджетами по восемь часов.
Помехи на экране
- Есть мнение, что спешить с постановкой речи не надо. А ошибки произношения - милая особенность, исправлять необязательно. На это я отвечаю: детей, с которыми не занимались и они потихонечку созрели, - всего 15 - 20 процентов. Примерно столько же ребят без специальной помощи не заговорят никогда. Процентов 60 заговорят позже, но будут речевые проблемы, и с возрастом скорректировать их труднее. Занималась с парнем, ему 15. Учились говорить «р». Ушел год, а дошкольники часто справляются на первом занятии.
Девушка, 27 лет. По образованию аудитор, а по увлечению - актриса молодежного театра. Играет роли подростков, потому что хрупкая и не говорит «р». Хотела это исправить, чтобы ей наконец дали «взрослые» роли. На сцене звук «р» у нее появился. А в жизни по-прежнему говорит, как привыкла.
Слышу людей с дефектами речи на ТВ и радио - точно пенопластом по стеклу. Возможно, медиаруководство подчеркивает терпимое отношение к подобным несовершенствам. Но на ум приходит шутка: «У вас на телевидении блат?» - «Почему блат? Сестла». Все неправильности можно исправить - было бы желание.
Отказались от хорошего
- В начале карьеры я работала в логопедическом детском саду, где было 15 человек, а по факту - не больше восьми в группе и логопед на каждую, - вспоминает эксперт. - К детям с тяжелыми нарушениями приходили дефектолог и психолог. Ежедневно развивающие занятия - групповое и индивидуальное. Вытягивали из очень тяжелых состояний. Сегодня же в группах 25 - 30 человек и один логопед на несколько садов. Школ для детей с нарушениями речи нет, хотя раньше в Москве, например, их было пять или шесть - с классами по семь-восемь человек. Все преподаватели имели дефектологическое образование. По окончании школы ребята получали профессию, обеспечивая себе будущее. Теперь ученик с дефектом произношения попадает в обычную школу с запредельной нагрузкой. Говорим о толерантности, но отказались от всего хорошего, что было у нас. Чем отличалась наша система образования от западной? Мы тянули ребенка до нормы, избавляя его от немоты и умственной отсталости. А в США или в Европе среду делают удобной для человека с отклонениями. Это тоже полезно, но во всем нужна мера. Тема инклюзии болезненна, когда в классе есть ребенок, который кричит, валяется по полу. Справиться с этим можно, только вернув вспомогательные школы.
Должно насторожить
- При кормлении молоко выливается у младенца из носа. Это говорит о недостаточном небно-глоточном смыкании, что может мешать формированию звуков.
- Язычок малоподвижен, малыш не может облизать губы.
- Развитие в целом задерживается. Позже сел, позже пошел. Перенес тяжелое заболевание. Есть проблемы с неврологией.
- Ребенок неохотно воспроизводит слоги и слова, не повторяет жесты, движения.
- Одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми, и ему безразлично, понимают ли его.
- Вместо того чтобы попросить что-то, берет сам. Неговорящие дети вообще самодостаточные - им как будто не нужна речь.
Детский лепет
В норме к двум годам малыш произносит простые фразы: «Мама, кок». - «Мама, дай сок». К трем - объясняет, что хочет, что видит. Он может путать слоги, говорить «кипичики» вместо «кирпичики». Но если слово звучит как «кичи» - два слога вместо четырех - это плохой признак. В четыре года приходят свистящие и шипящие звуки, в пять - «р» и «л». Если к этому возрасту поставить все звуки, до семи лет можно успеть сформировать речевой слух и научиться читать. Для контроля раз в полгода стоит заходить к логопеду.
Имей в виду!
- Модный ныне диагноз аутизм часто ставят детям с логопедическими нарушениями, из-за которых они с трудом социализируются. Специалист помогает поставить звуки и улучшить слуховое восприятие. Нередко после этого диагноз снимается.