Этому не обучают инструктора по вождению. Но знание световых сигналов очень помогает при общении на дорогах с другими автомобилистами.
Во время движения водители не могут быстро обменяться важной информацией. Есть места со знаками, запрещающими использование звукового сигнала. Да, и гудение автомобиля не всегда можно правильно интерпретировать. То ли это нетерпеливый шофер хочет подогнать на светофоре, то ли нервная дамочка так возмущается при перестроении в ее полосу, то ли впереди опасность, как тут догадаться. Интенсивные жесты и выкрикивания даже при близком расстоянии можно не заметить. Остаются в помощь только сигналы фар и других световых приборов.
Поэтому крайне полезно знать основные световые сообщения, используемые на дорогах, чтобы иметь возможность предупредить и понять других автомобилистов.
Осторожно, впереди авария или ГИБДД
Каждый водитель хоть раз видел, как встречный автомобиль моргает фарами. Такой сигнал предупреждает водителя о том, что впереди авария или затаились сотрудники ГИБДД. Эта традиция появилась еще во времена Советского Союза и додумались до нее жители одной из южных республик. А милиция зачем-то выпустила статью во всесоюзной газете о новом способе предупреждения автолюбителей на дорогах. Сарафанное радио вмиг разнесло известие, и все советские шоферы принялись сигналить фарами друг другу. Кстати, в ответ принято выставлять ладонь в благодарность, демонстрируя, что сообщение увидено и принято к сведению.
С тех пор световая, звуковая и жестовая азбука автомобилистов пополнилась новыми способами оповещения, значение которых понятно не всем.
О чем «говорят» световые сигналы
При движении по загородной трассе часто возникают ситуации в обгоне крупного тихоходного транспорта. Так как автобусы и грузовики перекрывают собой видимость, то водители стараются помочь легковым машинам совершить безопасный обгон.
Если у впереди идущего транспорта включен левый сигнал поворота, то это предупреждение о надвигающемся встречном транспорте. Обгонять нельзя!
Если работает правый «поворотник», трасса свободна и можно совершить обгон.
В случае, когда автомобиль притормаживает и подает одно короткое мигание светом, означает, что вас пропускают проехать или повернуть.
Интенсивное мигание светом встречному автомобилю сообщает о необходимости снизить скорость и ехать аккуратнее, так как впереди опасность или засада сотрудников ГИБДД. При движении в ночное время таким способом водитель просит выключить дальний свет, который ослепляет.
Если скорость вашего автомобиля мешает проезду, то вас попросят перестроиться в другой ряд и уступить дорогому длинным миганием дальнего света. Настоятельно рекомендуем часто смотреть в зеркало заднего вида и подмечать особо торопящихся, даже если вы двигаетесь с предельно допустимой скоростью. Не будем провоцировать аварии упрямством, пусть «летит» дальше, вдруг он забыл дома газ выключить.
Увидели тройное мигание «аварийкой» – вам сказали «спа-си-бо» за то, что любезно пропустили автомобилиста.
Как понять звуковые сигналы
Существует всего два информативных звуковых метода общения друг с другом на дороге.
Первый означает дружественное приветствие знакомых водителей или слово «пожалуйста», произнесенное на языке автомобиля – это короткий одинарный или двойной гудок.
Второй способ предупреждает о необходимости немедленной остановки, так как впереди поджидает опасность или ваш автомобиль неисправен – это будет длинный гудок в сочетании с морганием дальнего света.
Жесты водителей руками
Чтобы сообщить другому водителю о неисправности его автомобиля, поравняйтесь с ним и привлеките внимание следующими жестами:
- если открыт багажник, покажите удар ладонью по воздуху;
- когда одна из дверей неплотно закрыта или что-то застряло в проеме, рукой укажите на дверь автомобиля;
- между спаренных колес грузовика застрял камень, покажите водителю кукиш;
- чтобы остановить неисправный автомобиль, укажите рукой на обочину;
- о спущенном колесе сообщают жестом руки, которая описывает круг и указывает вниз.
Особенные сигналы для автоколонн
Любители автомобильных путешествий, преодолевающие маршруты на нескольких машинах пользуются особенными сигналами для безопасного движения колонны. Главным на дороге считается первый автомобиль, который принимает решения за всех.
Если первый автомобиль в колонне включает левый сигнал поворота, начинает обгон тихохода и не возвращается на прежнюю полосу, а продолжает двигаться по встречной с работающим «поворотником», значит он показывает остальным, что встречная свободна и можно всем обгонять.
Если первый автомобиль в колонне совершает обгон по встречной полосе с работающим правым сигналом поворота, значит обгонять остальным нельзя. Когда будет достаточно места для маневра других участников движения, лидер снова выйдет на встречную и включит левый указатель поворота.
Во время движения по городу и осуществления перестроения, первая машина сообщает об этом всей колонне включенным левым или правым «поворотником». В этом случае последний автомобиль сменяет полосу первым, притормаживает и дает вклиниться всем участникам.
Длинный гудок в сочетании с морганием дальним светом от любого автомобиля сообщает о немедленной остановке всей колонны.
Если водитель остановившего автомобиля помахивает вперед рукой, значит сообщает другим участникам колонны ехать дальше, он догонит.
Конечно, следует помнить, что не все водители владеют навыками общения на дороге с помощью сигналов. И могут встретиться абсолютные чайники, которые не разберут ваши благостные намерения, еще и обругают.