Главным событием лета 2022 года стало задержание советника главы МВД РФ,до 2019 начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу, генерал-лейтенанта Сергея Умнова и начальника УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майора Алексея Семенова. Многие силовики вздрогнули, вспомнив подзабытую уже историю с «оборотнями в погонах», когда более 15 лет назад Борис Грызлов на посту министра МВД устроил «охоту» за недобросовестными высокопоставленными сотрудниками силового блока. Вспоминается и еще один тяжеловес петербуржской политики – Александр Захватов.
В отличии от подзабытого уже Грызлова, последние полгода в информационное поле Петербурга прочно вошло имя Александра Захватова. Ранее скрытный и не публичный тяжеловес петербургской политики старался оставаться в тени, однако его настоящая и прошлая деятельность стала интересовать журналистов все чаще в связи с участием его сыновей Андрея и Игоря в работе Смольного.
Старший сын Игорь Захватов, как выяснила «Фонтанка», стал ближайшим помощником губернатора Александра Беглова и одним из самых влиятельных людей в городском правительстве, хотя официально никакими особыми полномочиями не наделен. Младший Андрей Захватов стал известен как владелец многочисленных автомобилей премиум-класса. Оба брата занимаются организацией встреч с губернатором для заинтересованных представителей бизнеса.
Параллель между задержанными силовиками и Александром ГригорьевичемЗахватовым не случайна – в свое время он успел поработать в должности руководителя организации «МГП ЩИТ», учрежденной управлением уголовного розыска ГУВД еще в октябре 1990 года. После развала СССРорганизации, призванные отстаивать общественные интересы, быстро переориентировались – стали заключать первые договоры по охране частного бизнеса. Многие назовут свои примеры «лихих 90-х», связанные с подобной деятельностью. В Петербурге, например,это частная охранная организация «Балтик-Эскорт» во главе с Романом Цеповым.
До массового внедрения Интернета в общественную жизнь всевозможные охранные и детективные организации занимались не только и не столько своей прямой деятельностью, сколько «пробивом» нужных людей, в том числе среди бизнеса за серьезные деньги. Были они и на Васильевском острове, и в неприметном БЦ на Обводном канале.
Приходили за консультациями туда крайне известные и популярные людиПетербурга. Разумеется, на работу туда брали не людей с улицы, а подготовленных сотрудников, которые за плечами имели опыт работы в структурах МВД, ФСБ, прокуратуры. Трудились там люди весьма уважаемые, фамилии которых у многих до сих пор вызовут приступ ностальгии. У каждой подобной структуры и сегодня может храниться такой объем информации, который по своим масштабам, в случае утечки, может привести к непредсказуемым последствиям.
Укомпаниий, учрежденных силовиками, и в которых работали люди с опытом работы в правоохранительных органах, были и другие интересы. Касались они прежде всего бизнеса. Понятно какими путями были получены тысячи квадратных метров нежилых помещений в самых разных районах города. Были и прямые рейдерские захваты зданий у бизнесменов со стороны подобных частных структур. Строительный бизнес являлся предметом интересов разных людей, но те, у кого за спиной был «силовой блок» получили больше всего преференций.
Многие, кто работал в то время вместе с Захватовым – уже почетные пенсионеры силовых структур, а вот те, кто помогал собирать нужные сведения Захватову и его окружению, являясь действующими сотрудниками силового блока,в настоящий момент дослужились до серьезных званий. Бывшие «старлеи» сейчас полковники, но трепет перед Захватовым у них остается и по сей день.
Важная деталь состоит и в том, что Александр Захватов в свое время числился помощником Бориса Грызлова во время его работы в Госдуме. Был ли тесно связан Захватов с Грызловым или «корочку» помощника депутата даличисто номинально доподлинно не известно, версии разнятся. Нопоказательно, что на своем посту в качестве министра Грызлов прославился,в первую очередь,делом «оборотней в погонах» – расследованием должностных преступлений офицеров силового блока, которые фабриковали дела и вымогали деньги.
Обладая рычагами давления на силовиков Петербурга и связями с высшим руководством страны появляется возможность использования компромата на людей из правоохранительных органов, причем не только Санкт-Петербурга.
Уйдя в нулевых в большую политику и войдя в президиум петербургского отделения «Единой России», Захватов еще больше упрочил за собой роль возможного «серого кардинала» Петербурга. Обладая широкими полномочиями в городе Захватов является посредником между властью и крупным бизнесом. Однако речь в данном случае не идет об обычном спецпредставителе губернатора города – роль Захватова гораздо шире и влиятельнее.
Крайне вероятно, что у силовиков Петербурга есть свое досье на Захватова, вот только большой вопрос, чей перевес в битве компроматов весомее – сотрудников правоохранительных органов или самого Захватова. Губернаторы в Петербурге меняются регулярно, а Захватов остается на своем месте долгие годы, играя только в свою игру. При существующих тенденциях, уйти со своего места он может не в СИЗО или на допрос к следователю, как многие высокопоставленные генералы МВД, а на почетную пенсию или с почестями провожен в последний путь прямо с рабочего кабинета в Смольном.