Дачу Мейерхольда начали тушить не сразу

Мейерхольд за чтением «Чайки» А. П. Чехова в Царском селе, 1898 год

28 июля в подмосковной Балашихе на улице Есенина сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх. Покореженный металл с крыши и обугленные бревна - все, что осталось от деревянного исторического здания.

Двухэтажный дом в тени вековых елей последнее время пустовал. Зинаида Райх купила дачу в 1926-м, после гибели первого мужа - Сергея Есенина, на средства, вырученные от продажи произведений поэта. Их детям, Татьяне и Константину, причиталась приличная сумма. На участке не было электричества, воду носили из колодца, но именно такой дача нравилась Зинаиде Николаевне.

- Был бы большой грех что-то переделывать, хотя бы полусгнившее крыльцо. Ведь на нем когда-то сиживали Мейерхольд, Маяковский, Луначарский, Оборин, мои друзья Трифонов, Кассиль, Яншин, Гердт, - вспоминал в 1980-е Константин Есенин.

Райх часто бывала здесь с детьми и вторым мужем - режиссером Мейерхольдом. После ее гибели и ареста Всеволода Эмильевича выселенные из московской квартиры Константин и Татьяна Есенины обосновались на даче. В мансарде им удалось спрятать папки с архивами Есенина и Мейерхольда. Часть из них находилась там до пожара.

Дочь Константина Сергеевича Марина унаследовала дом, где жила подолгу. Кто обретался на даче после ее отъезда во Францию, неизвестно. Говорят, в 1990-е внучка поэта предлагала балашихинским властям выкупить дачу под музей. Чиновников идея не вдохновила. Местные краеведы мечтали организовать здесь небольшую экспозицию, чтобы сохранить безнадзорный дом. Увы, не успели.

Вместе с домом на улице Есенина погибли уникальные архивные документы 

Вспыхнула, как факел

Официальная причина возгорания дачи Мейерхольда - попадание молнии. Местные относятся к этой версии с недоверием. Хотя бы потому, что стоящий рядом каменный трехэтажный особняк с громоотводом должен был принять на себя удар. Кроме того, строение вспыхнуло, как факел, точно внутри хранили горючее. Но самая большая странность – неспешность огнеборцев.

- Несколько машин стояли в стороне от дома, словно ждали какой-то команды, - рассказали соседи. - И только через полчаса развернули рукава. К тому же гидрантов поблизости не оказалось - воду набирали в городе.

Местные жители говорят: примерно год назад точно так же сгорела дача напротив. А на улице Первомайской не так давно полыхнул двухэтажный деревянный дом. И на его месте тут же выросла многоэтажка. Давно идут разговоры о прокладке в пределах улицы Есенина дороги и о сооружении автостоянки. Удивительно, но за неделю до ЧП Управление культурного наследия Московской области утвердило границы территории и режим использования объекта культурного наследия - дачи Мейерхольда. Вспомнили о ней после десятилетий забвения - и тут такое. Бывают же совпадения!

Раньше по территории усадьбы можно было гулять свободно, теперь пускают только по записи 

Горенки обнесли забором

Сгоревшая дача находилась в 700 метрах от Горенок - усадьбы XVIII века, памятнике федерального значения, об уничтожении которого «Экспресс газета» написала первой. До марта 2020-го в главном здании размещался санаторий «Красная Роза», поставивший на ноги тысячи больных внелегочным туберкулезом. Учреждение с уникальной медицинской базой выселили в никуда. Пациентов раскидали по клиникам, где нет возможности оказывать им полноценную помощь. В январе нынешнего года Горенки продали с аукциона. Покупатель - ООО «Старая техника» из Черноголовки - оказался единственным претендентом на приобретение усадьбы. За полгода главное здание и близлежащий грот огородили забором. В бывшем санатории открыли выставку, посвященную Петру I. Посмотреть ее можно за 500 руб., но предварительно записавшись.

Плана дальнейшей реконструкции усадьбы никто не видел, отмечают неравнодушные к этой истории люди. При новом владельце рухнула правая галерея-колоннада. Между прочим, разрушение ансамбля зданий лишает его охранного статуса, а значит, построить здесь можно будет что угодно.

При этом на территории много лет хозяйничает некий Владимир Спивак, представляющий странную организацию - Национально-культурную автономию молдаван Балашихи. Захватил старинную постройку, в подвалах которой, говорят, хранит литры алкогольной продукции. Изменил облик одного из флигелей, отбив с исторического здания штукатурку. Держит коров, коз, которые скачут рядом с главным корпусом. По центральной аллее на внедорожнике рассекают его многочисленные отпрыски. Почему этот гражданин имеет преференции от властей и не будет ли усадьба и дальше разбазариваться по частям - вопросы, которые тревожат тех, кому судьба Горенок небезразлична.


Кстати