28 июля в подмосковной Балашихе на улице Есенина сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх. Покореженный металл с крыши и обугленные бревна - все, что осталось от деревянного исторического здания.
Двухэтажный дом в тени вековых елей последнее время пустовал. Зинаида Райх купила дачу в 1926-м, после гибели первого мужа - Сергея Есенина, на средства, вырученные от продажи произведений поэта. Их детям, Татьяне и Константину, причиталась приличная сумма. На участке не было электричества, воду носили из колодца, но именно такой дача нравилась Зинаиде Николаевне.
- Был бы большой грех что-то переделывать, хотя бы полусгнившее крыльцо. Ведь на нем когда-то сиживали Мейерхольд, Маяковский, Луначарский, Оборин, мои друзья Трифонов, Кассиль, Яншин, Гердт, - вспоминал в 1980-е Константин Есенин.
Райх часто бывала здесь с детьми и вторым мужем - режиссером Мейерхольдом. После ее гибели и ареста Всеволода Эмильевича выселенные из московской квартиры Константин и Татьяна Есенины обосновались на даче. В мансарде им удалось спрятать папки с архивами Есенина и Мейерхольда. Часть из них находилась там до пожара.
Дочь Константина Сергеевича Марина унаследовала дом, где жила подолгу. Кто обретался на даче после ее отъезда во Францию, неизвестно. Говорят, в 1990-е внучка поэта предлагала балашихинским властям выкупить дачу под музей. Чиновников идея не вдохновила. Местные краеведы мечтали организовать здесь небольшую экспозицию, чтобы сохранить безнадзорный дом. Увы, не успели.
Вспыхнула, как факел
Официальная причина возгорания дачи Мейерхольда - попадание молнии. Местные относятся к этой версии с недоверием. Хотя бы потому, что стоящий рядом каменный трехэтажный особняк с громоотводом должен был принять на себя удар. Кроме того, строение вспыхнуло, как факел, точно внутри хранили горючее. Но самая большая странность – неспешность огнеборцев.
- Несколько машин стояли в стороне от дома, словно ждали какой-то команды, - рассказали соседи. - И только через полчаса развернули рукава. К тому же гидрантов поблизости не оказалось - воду набирали в городе.
Местные жители говорят: примерно год назад точно так же сгорела дача напротив. А на улице Первомайской не так давно полыхнул двухэтажный деревянный дом. И на его месте тут же выросла многоэтажка. Давно идут разговоры о прокладке в пределах улицы Есенина дороги и о сооружении автостоянки. Удивительно, но за неделю до ЧП Управление культурного наследия Московской области утвердило границы территории и режим использования объекта культурного наследия - дачи Мейерхольда. Вспомнили о ней после десятилетий забвения - и тут такое. Бывают же совпадения!
Горенки обнесли забором
Сгоревшая дача находилась в 700 метрах от Горенок - усадьбы XVIII века, памятнике федерального значения, об уничтожении которого «Экспресс газета» написала первой. До марта 2020-го в главном здании размещался санаторий «Красная Роза», поставивший на ноги тысячи больных внелегочным туберкулезом. Учреждение с уникальной медицинской базой выселили в никуда. Пациентов раскидали по клиникам, где нет возможности оказывать им полноценную помощь. В январе нынешнего года Горенки продали с аукциона. Покупатель - ООО «Старая техника» из Черноголовки - оказался единственным претендентом на приобретение усадьбы. За полгода главное здание и близлежащий грот огородили забором. В бывшем санатории открыли выставку, посвященную Петру I. Посмотреть ее можно за 500 руб., но предварительно записавшись.
Плана дальнейшей реконструкции усадьбы никто не видел, отмечают неравнодушные к этой истории люди. При новом владельце рухнула правая галерея-колоннада. Между прочим, разрушение ансамбля зданий лишает его охранного статуса, а значит, построить здесь можно будет что угодно.
При этом на территории много лет хозяйничает некий Владимир Спивак, представляющий странную организацию - Национально-культурную автономию молдаван Балашихи. Захватил старинную постройку, в подвалах которой, говорят, хранит литры алкогольной продукции. Изменил облик одного из флигелей, отбив с исторического здания штукатурку. Держит коров, коз, которые скачут рядом с главным корпусом. По центральной аллее на внедорожнике рассекают его многочисленные отпрыски. Почему этот гражданин имеет преференции от властей и не будет ли усадьба и дальше разбазариваться по частям - вопросы, которые тревожат тех, кому судьба Горенок небезразлична.
Кстати
- В центре Москвы, на Тверской, снесли доходный дом XIX века. Его пытались реконструировать, но возникший во время ремонта пожар не оставил зданию шансов: вода размыла фундамент. Градозащитники сомневаются в случайности возгорания и называют происходящее варварством.