Развратник в хитоне: мастерская Густава Климта была похожа на восточный гарем

Густав Климт

Его сверкающий золотом «Поцелуй» - одно из самых тиражируемых произведений искусства, которое в изобилии представлено на посуде, тканях, сувенирах. Но картины могло бы не быть, если бы не предшествующий ее созданию скандал.

Произведение, созданное в 1908-1909 годах к Венской художественной выставке, представляет собой часть диптиха с другим полотном Густава Климта - «Три возраста женщины» - и на контрасте весьма впечатляет. Мастер использовал не только масляные краски, но и золотой порошок, фольгу, серебро, медь, платину. Обращению с ценными металлами Густава научил отец-гравер.

Многим «Поцелуй» показался подозрительно целомудренным. Особенно после серии «порнографических» изображений, выставленных в большом зале Венского университета (1894 г.). Так зрители во главе с руководством учебного заведения восприняли аллегории «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция». Вместо гимна торжеству науки - голые люди в изломанных позах, подавленные и растерянные. Так Климт подчеркнул ограниченность наших знаний о мире и намекал на пессимистичное будущее. Но критика его задела.

Памятник в деревне Унтерах-ам-Аттерзее (Австрия), где Климт проводил лето 

- Я не хочу тратить еще месяцы на то, чтобы оправдаться перед кучей народа. Для меня важно не то, скольким она нравится, а кому она нравится. И тем я удовлетворен, - осадил хулителей мастер.

Вернул аванс за работу, оставил изображения у себя и зарекся иметь дело с государством. Порицавшим его за излишний натурализм критикам посвятил картину-насмешку «Моим недоброжелателям»: голые красавицы нежатся с рыбами в глубине вод. А одна обернулась и задорно смотрит зрителю прямо в глаза, бесстыдно выставив ему в лицо могучий зад. И хотя перед выставкой название сменили на «Золотые рыбки», пресса вновь ополчилась на автора. Но тот уже принял решение: отныне он будет выполнять только частные заказы. И творить для души.

Чтобы отвлечься от суеты, живописец, выставка которого несколько лет назад проходила в России, отправился в Италию. Роскошь убранства венецианских базилик, мозаики и орнаменты старых мастеров он перенес на полотна. Так начался его самый продуктивный «золотой» период, подаривший миру «Поцелуй» и другие известные картины.

Кстати

Ловец Блох

За 55 отведенных ему лет Густав Климт так и не связал себя узами брака, предпочитая семейному союзу многочисленные интрижки. В убранной коврами мастерской живописец устроил подобие восточного гарема с обнаженными натурщицами, с которыми и сам был не прочь развлечься.

Попадала в его сети и знатная дичь. Когда он сошелся с женой сахарозаводчика Адель Блох-Бауэр, муж-рогоносец вздумал ему отомстить. Заплатил крупную сумму с условием, что тот сделает не менее 100 эскизов. Работа растянулась на четыре года. Чувства остыли, но Густав, как привязанный, должен был раз за разом рисовать бывшую пассию. В 2006-м картина за $135 млн была продана в США. Провожая ее, многие европейцы плакали.

«Золотая Адель»  

Кстати

Половой гигант

О сексуальном темпераменте Климта ходили легенды. Одна художница уверяла, что тот преследовал ее до Венеции, желая добиться взаимности. Впрочем, женщины сами выстраивались в очередь в мастерскую, дабы заполучить портрет работы Густава. Не отказывался он и от услуг проституток. В итоге стал отцом от 14 до 40 детей и некоторых признал официально. Увы, не избежал и «модной» болезни - сифилиса.

Если присмотреться к картинам художника, можно отметить два типажа, которые особенно его привлекали. Роскошные рыжеволосые русалки с пышными телами. И утонченные брюнетки с узкими лицами и мальчишескими фигурами.

Есть версия, что у девушки на картине «Поцелуй» лицо Эмилии Флеге (на фото ниже) 

Преданная Эмилия

К последнему типу относилась Эмилия Флеге - одна из немногих женщин, к которой художник относился с особым чувством. Первая в этом ряду - мама Анна Климт. Всем своим семерым детям она привила любовь к музыке и живописи. И полностью взяла на себя заботы о Густаве, которого быт не интересовал вовсе. Он мог днями ходить в хитоне на голое тело и сандалиях, забывая переодеться.

Эмилия Флеге вошла в семью Климтов после женитьбы брата Густава, Эрнста, на ее сестре Хелене. Но вскоре Эрнст умер. Незадолго до этого скончался и глава семейства, Эрнст Климт-старший. Горе сблизило молодых людей. Скорее всего, они стали парой, хотя историки сомневаются. В любом случае Флеге ревновала своего женолюба отчаянно. Чтобы избавиться от болезненной зависимости, записалась на сеанс к самому Фрейду. Возможно, тот дал ей совет: найти дело по душе. Вместе с сестрами Эмилия открыла дамский салон. Густав помогал разрабатывать эскизы платьев, которые пользовались успехом у модниц.

Они были вместе 27 лет. В 1918-м, умирая от пневмонии, развившейся после инсульта, полупарализованный Климт произнес: «Сейчас придет Эмилия». Флеге стала хранительницей наследия художника. Замуж она так и не вышла.

Эмилия Флеге 

Кстати


Подноготная страсти

Писать обнаженную натуру для художника в порядке вещей. Но у Климта модели не выглядят бесстрастными. На рисунках они занимаются тем, что принято скрывать от посторонних глаз. Сношаются - как с мужчинами, так и с женщинами, мастурбируют, изгибаются в оргазме. Выполнены рисунки со знанием дела, демонстрируя эротическую озабоченность и сексуальную свободу автора. Однако закрытому австрийскому обществу, в котором он жил, подобное искусство было не по нраву. Работы называли порнографическими, а их создателя - развратным.


Мастер золотой кисти