Музей московского транспорта на Рогожском Валу - точка притяжения не только местных жителей. Экспозиция всегда привлекала посетителей со всего города. Потому что место действительно классное. Было что посмотреть, покрутить, во время показов техники детвору катали на ретроавтомобилях. Но в 2019 году под предлогом грядущей реконструкции музей закрыли. Все ждали окончания ремонта, но... дождались только сообщения о том, что территория бывшего автокомбината ушла с торгов.
6 апреля 2022 года на открытом аукционе в электронной форме у гаражного комплекса на Рогожском Валу появился новый хозяин - Роман Агабабаев - единственный участник торгов по продаже 100 процентов акций АО «Центр развития территорий», которому, как следует из лотовой документации, теперь принадлежат семь зданий на ул. Рогожский Вал на Таганке.
Члены координационного совета, объединяющего жителей Таганки, уверены: чиновники и коммерсанты намерены ликвидировать музейное пространство. Агабабаев представляет интересы бизнес-партнеров Года Нисанова и Зараха Илиева - совладельцев группы компаний «Киевская площадь», крупнейшего участника рынка коммерческой недвижимости в России.
Связанные с высокопоставленными лицами бизнесмены уже возвели ряд крупных объектов в Москве и Санкт-Петербурге. Застройка гаражного комплекса - вопрос времени. Активисты выяснили: незадолго до аукциона ГУП «Мосгортранс», арендующий у города земельный участок под культурное развитие на территории бывшего автокомбината, создал дочернюю структуру ООО «Центр развития территорий» и включил в ее уставный капитал здания на Рогожском Валу. А в документах среди видов разрешенной деятельности прописал подготовку строительной площадки и снос зданий.
Собственно, аукцион тоже вызывает вопросы. Прежде всего непонятно, на каком основании Департамент городского имущества разрешил Мосгортрансу как арендатору земли продать его физическому лицу Агабабаеву. И удивительно, что лакомой площадью в центре столицы заинтересовался лишь один человек.
«В итоге Мосгортранс под руководством Департамента транспорта, не желая содержать объект культуры, избавился от него. А густонаселенный микрорайон получил проблему в виде грядущей стройки и других последствий этого решения», - говорят местные активисты.
По сути, люди столкнулись с рэкетом, при котором московские чиновники, используя скоординированную схему для продажи городской собственности, занимаются отъемом права граждан на благоприятную среду обитания, гарантированного Конституцией РФ.
К слову, на основании экспертизы и признания строений предаварийными с учета защитных сооружений гражданской обороны вывели находящееся в бывшем автокомбинате бомбоубежище. Ближайший объект такого плана для жителей ЦАО остался один - на Красносельской.
Лишних за борт
Часть техники, которую вывезли из Музея транспорта, планируют разместить в гараже на Новорязанской улице. Памятник эпохи конструктивизма, созданный архитектором Константином Мельниковым, прекрасен, но вся экспозиция туда не войдет. И коллекционеров-энтузиастов, которые предоставляли часть техники для экспозиции, давно выставили за забор.
Жители района при поддержке депутатов муниципального и городского значения встали на защиту историко-культурного объекта Москвы. Решением Мосгорнаследия гаражный комплекс на Рогожке признан градоформирующим объектом, ценным с исторической и архитектурной точки зрения. Самое разумное - создать здесь культурно-образовательный кластер с досуговой зоной и реставрационно-сервисными мастерскими, который имеет нравственно-патриотическое значение для воспитания молодого поколения.
Отдали за копейки
Комплекс из семи зданий на 15 700 кв. м на Таганке продан по стартовой цене - 606,1 млн руб. Крохи по сравнению со стоимостью квартир в центре, доходящей до трех и более миллиардов рублей. История напоминает сделку по продаже усадьбы «Горенки» в подмосковной Балашихе. Стать владельцем памятника архитектуры XVIII века там тоже пожелал всего один претендент, выкупивший 21 объект на 51 гектаре земли за 30 млн руб. Цена 100-метровой трешки в не самом престижном столичном ЖК.
Справка
- Гаражный комплекс на Рогожском Валу, 9/2 построен в 1952 г. на железнодорожных путях бывшего Нижегородского вокзала. Это пространство - часть объекта археологического наследия «Культурный слой в границах Москвы XVIII в. (Камер-коллежский вал)».
- С 1999 года на территории располагался Музей московского транспорта, что абсолютно вписывается в рамки разрешенного использования земельного участка, а именно в сферу культуры, спорта и образования.
- В настоящее время в здании работает экспозиция «Моторы войны», где представлены 160 экспонатов военной техники. Сейчас Мосгортранс ищет помещение для уникальной коллекции, но вряд ли найдет подходящее в пределах столицы.