Премьера спектакля «Опасные связи» в Мастерской Петра Фоменко
В новом спектакле «Мастерской Фоменко» галантный XVIII век, эпоха пудреных париков и изысканной утончённости, вызывающей избыточности и чувственной порочности – повод задаться извечными вопросами о нравственности, пределах дозволенного и, в конце концов, о счастье…
Имя одного из самых скандальных авторов XVIII столетия, Шодерло де Лакло, чей единственный роман зачитывали до дыр и запрещали, а в наше время экранизировали бессчётное количество раз и снова предавали анафеме, впервые прозвучало в «Мастерской Фоменко» много лет назад. В 2010 году на сборе труппы, посвященном открытию очередного сезона, Пётр Наумович Фоменко, перебирая «драматургический портфель» театра, упомянул Шодерло де Лакло. Позднее к «Опасным связям» пытались подступиться актёры и режиссёры Мастерской, однако дальше намерений дело не шло. Но мысль о «чувствительном» романе продолжала жить в стенах театра. Так что, придя год назад к Евгению Каменьковичу с предложением о совместной работе и назвав «Опасные связи», Егор Перегудов, сам того не подозревая, бросил зерно в подготовленную почву.
Впрочем, по словам самого режиссёра «Опасные связи» – тот материал, который идеально подходит «Мастерской Фоменко» – яркая, лёгкая, полная намёков и скрытого эротизма, и одновременно психологически глубокая, философская история. И встреча романа и театра была лишь вопросом времени.
Столь же логичным было и предложение поработать в пространстве Старой сцены Мастерской. «Опасные связи» – роман в письмах – жанр, требующий камерности и интимности, невозможной в пространстве большой сцены, но вполне достижимой в стенах Старого здания. Узкий, пеналом вытянутый зал режиссёр Егор Перегудов вместе с художником Владимиром Арефьевым делают ещё уже, максимально приближая действие к зрителям, вынуждая последних быть «третьим на любовном свидании двоих». Интимность и камерность здесь возведены до абсолюта, оголённость чувств и мыслей рифмуются с беззастенчивостью соглядатайства.
Оптика спектакля, настроенного на крупный план, тем не менее не плоскостна: одно и то же событие воспроизводится стереоскопично – ведь у любой истории есть автор, готовый её описать, и читатель, готовый интерпретировать написанное…
Множит, дробит смыслы гигантское зеркало, давая возможность подглядеть за другими и взглянуть на себя со стороны. Множатся, растекаясь, журча, перекатываясь с языка на язык и постепенно обесцениваясь – слова. Множится, отражаясь в зеркале, огромная двадцатиметровая инсталляция – роскошный пир, апофеоз пресыщенности и избыточности.
Однако шикарная декорация галантного XVIII века, необыкновенная декоративная красота «сцены», на которой действуют герои де Лакло, отнюдь не гарантируют красоты чувств, мыслей и поступков. Здесь истовая набожность может легко договориться с собственной совестью. А жажда развлечения – превратиться в богоборческую вседозволенность. Лёгкость, веселье и красота оборачиваются ловушкой, вовлекая героев в мир, где незаметно забываются все нравственные вопросы… Можно ли найти из неё выход?
Егор Перегудов:
«Мы старались уходить от морализаторства. Для нас вопросы важнее ответов. А главный вопрос, который задает Шодерло, один – что такое настоящее счастье? Ведь если бы люди знали, что такое настоящее счастье, они не искали бы его “за пределами божескими и человеческими”. И сразу же второй вопрос – может ли человек распоряжаться судьбой другого человека?..»
В спектакле заняты: Полина Кутепова (маркиза де Мертей), Томас Моцкус (виконт де Вальмон), Серафима Огарёва (президентша Турвель), Дарья Коныжева (Сесиль де Воланж), Рифат Аляутдинов (шевалье Дансени), Елизавета Бурмакова (Жюли)