Вертолет над Москвой - чаще всего знак того, что кому-то нужна срочная помощь. 11 винтокрылых машин ГКУ «Московский авиационный центр» участвуют в тушении пожаров, спасают пострадавших в ДТП и других происшествиях, транспортируют больных с инсультом или инфарктом - то есть незаменимы в случаях, когда нельзя терять ни минуты. Мы провели два дня с пилотами летного отряда и убедились: жители и гости столицы под надежной защитой.
8:30 утра. В синеве июньского неба появляется едва различимый снизу вертолет.
- Доброе утро! На площадке ветер 90 градусов, 1 - 2 метра, температура +19, давление 998. Посадочная площадка свободная, сухая, к посадке пригодна. Заход и посадка своим решением, - диспетчер передает информацию экипажу.
Винтокрылая машина делает разворот и мягко садится на площадку перед зданием 15-й городской клинической больницы. Пилоты санитарного вертолета заступают на дежурство.
Воздушная скорая помощь появилась в столице в 2009-м. В авиацентре пять вертолетов - для целей санавиации используют компактные и маневренные ВК117С-2, оснащенные медицинским оборудованием.
Заместитель директора по летной работе, пилот-инструктор Олег Катальшев одним из первых освоил управление этим воздушным судном и начал выполнять полеты по медицинской эвакуации.
- Вертолет такого класса способен преодолеть 500 км за два часа. Во время дежурства мы охватываем территорию Москвы. До дальней точки долетаем за 15 - 20 минут - это практически граница с Калужской областью. А в городе можем прибыть на место в течение 8 - 10 минут, - сообщает Олег Юрьевич.
На борту, кроме двух пилотов, находятся реаниматолог и фельдшер Центра медицины катастроф города Москвы. Есть все необходимое, чтобы начать спасение пациента прямо во время полета, отмечает Катальшев. Соматических больных пилоты авиацентра доставляют в больницы практически каждый день. При необходимости вертолет может приземлиться в любой точке столицы.
- Для меня одним из первых вылетов в качестве пилота санавиации стала катастрофа на станции метро «Парк культуры» в 2010 году, - вспоминает Олег Юрьевич. - Множество людей, масса машин на Садовом. Паника. Но мы смогли оперативно забрать пострадавших.
Выбирая место для посадки, ищем спортивные площадки, любые открытые территории. Доводилось садиться на Ленинградское шоссе, другие магистрали. Как-то прилетели забирать мальчика. Сели прямо на газон рядом с остановкой общественного транспорта. В таких ситуациях важно учитывать все риски. Серьезная проблема - любители селфи, которые приближаются к вертолету на небезопасное расстояние.
Часто возникают ситуации, когда решение надо принимать немедленно, отмечает Катальшев:
- Как-то зимой поступил вызов из Новой Москвы. Больной в критическом состоянии. Только погрузили носилки на борт, как погода стала резко ухудшаться, была реальная угроза обледенения судна. Мы имели право отказаться от эвакуации, но человек мог погибнуть, и мы, выбрав оптимальные для этих условий высоту и маршрут полета, выполнили задание. К счастью, все закончилось благополучно.
Есть мнение, что услуга санавиации доступна лишь избранным, способным за нее заплатить. Но это неправда. Если потребуется, согласно заявке, доставят по воздуху любого человека, нуждающегося в помощи. Единственная возможная преграда - метеоусловия: гроза, туман, сильный снегопад.
В столице у Московского авиацентра 26 вертолетных площадок. Новые корпуса, например, в Больнице им. Боткина, в «Склифе», проектируются с учетом посадки вертолетов на крыше.
Женщина на корабле…
…к счастью! - считают в Московском авиационном центре, подразумевая под кораблем безотказную «бэкашку». Екатерина Орешникова - первая в Москве и, возможно, единственная в России представительница прекрасного пола - пилот санитарного вертолета. Авиацией Катя заболела еще в школе, посмотрев фильм о легендарных женщинах-летчицах «В небе “ночные ведьмы”». Вместе с подругой раздобыли домашний адрес Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой. И пришли в гости.
- Мы явились без предупреждения, но Валентина Степановна приняла нас как родных, - вспоминает Орешникова. - Мы долго говорили - жаль, я не догадалась записать ее слова. Но главное помню: важно сделать все, чтобы твоя мечта сбылась. Это стало для нас добрым напутствием.
Екатерина окончила Запорожское летное училище ДОСААФ - в свое время оно было единственным, куда принимали девчонок. За спиной также МАИ и МГЮА. На службе же познакомилась с будущим мужем. Правда, тогда Катя работала в МЧС.
- Валерий летал в одном отряде со мной, на одной машине, но в другой смене - мы даже не видели друг друга. Муж выше ростом, и каждый раз, заступая на дежурство, я настраивала под себя кресло, поминая напарника «добрым» словом. А Валера так же думал обо мне. Наконец мне показали моего сменщика. Мы познакомились. С тех пор много лет вместе. Дочка совсем взрослая.
С 2015 года Екатерина Орешникова работает в авиацентре. За это время видела многое: эвакуировала пострадавших в ДТП, детей, упавших с высоты… Самое трудное в работе - не поддаться эмоциям, когда видишь чужую беду, признается пилот. Это важно, чтобы обеспечить безопасность полета. Но в такие моменты отчетливо понимаешь, как хрупка жизнь. И начинаешь ценить ее еще больше.
Работа - огонь
Артур Шелешков - командир пожарного вертолета МИ-26. Это самая большая машина в Московском авиационном центре. «Тяжелая артиллерия» вступает в бой с огнем в самых трудных ситуациях.
- В 2012 году, когда загорелась башня «Федерация» в Москва-Сити, работали ночью при отрицательной температуре - такого никто в мире еще не делал. 67-й этаж, сильный порывистый ветер, а нам надо с ювелирной точностью сбросить на небоскреб 15 тонн воды. Справились! - говорит пилот.
В состав экипажа МИ-26 входит шесть человек: два пилота, штурман, бортинженер, два оператора в грузовой кабине - они управляют сбросом воды на пожаре.
Набирают же воду с помощью мягкого «ведра» (водосливное устройство емкостью до 15 тонн), которое на 32-метровой стропе опускают в ближайший водоем.
«Обычные» пожары ликвидируют экипажи на вертолетах КА-32А, сливая до 5 тонн воды за раз. На оснащении в авиацентре есть вертолет КА-32 с уникальной системой горизонтального тушения. Она предназначена для борьбы с огнем, например, в высотных зданиях.
Обыкновенные герои
- ГКУ «Московский авиационный центр» создан 13 мая 2003 года. Имеет в составе тяжеловес МИ-26Т, вертолеты среднего класса КА-32А, многоцелевые ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429.
- Обеспечивает круглосуточное дежурство вертолетов: пожарных КА-32А и санитарных ВК117С-2.
- Силы Центра привлекались к тушению пожаров на заводе «Серп и Молот», в вернисаже «Измайлово», в НПО «Алмаз-Антей», в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, в поселке Шишкин Лес, в ТЦ «Синдика», ТРЦ «РИО», на других объектах. В 2010 году экипажи участвовали в тушении масштабных лесных пожаров.
- Московский авиацентр занимался эвакуацией пострадавших при авариях с «Невским экспрессом» и в метро «Парк Победы», столкновении поездов под Наро-Фоминском, ДТП на входе в метро «Славянский бульвар» и т.д.
- В 2019 году в авиацентре создана служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО). К месту происшествия спасатели при необходимости прилетают на вертолетах.
Только факт
- С участием экипажей пожарных вертолетов потушено более 200 пожаров в московском регионе. Пилоты санитарных вертолетов с авиамедицинскими бригадами на борту спасли и доставили в столичные больницы более 6,7 тыс. человек.
Источник фото: Руслан Вороной,ГКУ «МАЦ»