Между православными и католиками существует много различий. Они касаются трактовки некоторых моментов Священного Писания, проведения обрядов и таинств, даже основополагающих положений, прописанных в Евангелие. Одно из таких различий заключается в том, как совершать крестное знамение.
В православном христианстве правила совершения крестного знамения, которые применяются до сих пор, были приняты после церковной реформы, проведенной патриархом Никоном. Она еще известна как церковный раскол. С тех пор правильным считается совершать крестное знамение тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенным вместе. Сначала требуется приложить их ко лбу, затем к животу, а потом последовательно к правому и левому плечу.
При перемещении руки справа налево крестное знамение считается исходящим от Бога, который благословляет человека. Перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
В католической церкви все по-другому. До 1570 года порядок совершения крестного знамения вообще не был никак регламентирован. Разрешалось креститься как справа налево, так и наоборот, никто не обращал на это внимания. В конце XVI века Папа Римский Пий V определил порядок, по которому католики должны креститься слева направо.
Однако никаких документов, регламентирующих, как при этом должны быть сложены пальцы, принято не было. Поэтому до сих пор можно увидеть католиков, которые крестятся двумя пальцами, сложенными вместе, а некоторых всей ладонью. Все это связано с разными подходами и взглядами на аргументы из Священного Писания, которые призваны обосновать символическую природу этого жеста.
При перемещении руки слева направо крестное знамение считается исходящим от человека, который обращается к Богу. Данное перемещение рук означает движение от греха к спасению, так как левая рука связана с дьявольским, а правая – с божественным.
Сложенные вместе три пальца в православии иллюстрируют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Если же человек крестится парой пальцев, то является сторонником двойственной природы Иисуса Христа. В представлении многих верующих Спаситель одновременно является человеком и Богом. Двумя пальцами и по сей день крестятся общины российских старообрядцев, не признавших реформы, проводимые Никоном. Их еще называют раскольниками.
Совершение крестного знамения ладонью, то есть пятью пальцами на руке, символизирует раны, полученные Спасителем после того, как он был распят. Из Нового Завета известно, что четыре раны были нанесены гвоздями, которого Иисуса приковали к кресту, а пятую ему нанес в бок копьем римский воин, считается, чтобы облегчить мучения.