Кустодиев прикрыл лобок русской Венере по просьбе жены

Борис Кустодиев (автопортрет)

26 мая 1927 года, не дожив до 50, ушел из жизни Борис Кустодиев. Глядя на его картины, исполненные солнечных красок, трудно представить, что многие из них живописец создал почти лежа, в инвалидном кресле. Когда пришлось выбирать, сохранить после операции подвижность рук или ног, супруга попросила оставить руки. Она знала, как важно художнику иметь возможность держать кисть.

Незадолго до смерти Борис Михайлович завещал родным посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Жестокая болезнь научила не придавать значения условностям. Впрочем, Кустодиев всегда умел ценить то, что важно. Когда пришло признание, больше всего на свете мечтал сбежать с детьми и женой в построенный им «Терем» - дом в Костромской области, где он был счастлив. Дочку Иру таскал в грибной корзинке в лес, а сыну, будущему театральному художнику, объяснял красоту облаков.

- Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят, - объяснял Борис Михайлович, почему забрался в такую глушь.

Поддержка близких помогала противостоять коварной болезни.

- Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже, - пишет художник после очередной операции. - К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Иногда приходилось по несколько дней лежать, закутав голову теплым платком, из-за болей в руке не спать.

Врачи предполагали у него костный туберкулез. Художника заковывали в жесткий корсет от подбородка до поясницы. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он писал супруге в костромскую деревню, что мечтает о будущем, где «много, много работы».

Обмануть бессилие

Живописцу назначили сеансы облучения ультрафиолетом. Но диагноз оказался неверным. У Кустодиева выявили опухоль спинного мозга, и лечение процесс только усугубило.

- После операции, сделанной в 1913 году в Берлине в клинике профессора Оппенгейма, художнику стало легче, но уже через год появились рецидивы, - сообщил руководитель отделения неотложной нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, д. мед. наук Владимир Крылов. - Подруга жены Кустодиева Елена Полевицкая, у которой Борис Михайлович снимал квартиру, вспоминала, что по ночам он кричал от боли, а утром рассказывал один и тот же кошмар: черные кошки когтями раздирают спинные позвонки.

Чтобы добраться до опухоли, перерезали нервы, обеспечивающие подвижность ног, после чего нижняя половина тела оказалась обездвижена. Были нарушены мочеиспускание, акт дефекации - художник ничего не чувствовал. Развивались пролежни, и все это в условиях антисанитарии Гражданской войны.

В 35 лет у него полностью прекратилась половая функция. Он нашел утешение в картинах. Во время болезни из-под его кисти вышли самые замечательные женские образы. Так Борис Михайлович пытаелся обмануть свое бессилие.

Сегодня подобное заболевание излечимо. Диагноз ставится при первых же симптомах. После магнитно-резонансной томографии проводят микрохирургическое вмешательство, удаляют опухоль, чаще всего сохраняя подвижность ног и рук.

У «банной» красавицы фигура дочери

В 1926-м, незадолго до кончины, мастер закончил один из главных шедевров - «Русскую Венеру». Картина написана на обратной стороне полотна «На террасе», созданного еще в 1906-м и запечатлевшего чаепитие семьи Кустодиева. Уникальное полотно выставлено в художественном музее Нижнего Новгорода, и его можно увидеть с обеих сторон. Мы же для начала рассмотрим в деталях саму «Венеру».

Образ

Живописцы Возрождения часто представляли Марию Магдалину - блудницу, ставшую святой. Ее же изобразил и Кустодиев - до того, как она обрела святость.

Модель

Считается, что лицо художник «позаимствовал» у натурщицы и поэтессы Елены Николаевой. Якобы мастер оплатил ей поездку на юг, чтобы та вошла в тело, но, оказалось, не в коня корм. Пришлось обнажаться любимой модели художника - дочке Ирине.

- Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Он много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины - светлокожая, рыжеватая, пышная, - радовался мастер.

Волосы

Рыжие локоны в живописи в традиции - символ чувственности, вожделения, хитрости, непохожести на других.

Веник

При реставрации выяснилось: веник дорисован позже. По одной версии, прикрыть лобок Венере попросила жена художника. По другой, веник долго не могли раздобыть, и модель позировала с линейкой.

Пузыри

В отличие от древнегреческой Афродиты (Венеры у римлян), вышедшей из морской пены, нашу красавицу окружают клубы пара. Чтобы передать, как отражается свет в мыльной пене, мастер несколько часов сбивал ее в тазу.

Картина «Русская Венера» 

Мыло

Центром мыловарения в дореволюционной России была Шуя - кусок местного производства продавали по цене коровы.

Парная

Стены обиты липовой доской, из липы же делали полок, шайки, ушаты, запарники. Для создания пара брали чугунные ядра - они долго удерживали тепло и не трескались.

Платок

Скорее всего, это шерстяной павловопосадский с набивным рисунком, нанесенным на ткань при помощи форм с рельефным узором.

Нижнее белье

Слово «белье» (от прилагательного «белый») употребляется в значении «нижняя одежда» со второй половины XVII века. Основные предметы у мужчин и женщин - сорочки: полотняные и льняные - для простолюдинов, батистовые и шелковые - для высшего сословия.

Пейзаж

В оконце видна зима. Жаркое женское тело и мороз - это сочетание живого и мертвого. Для самого мастера - прощание с горячей жизнью и приготовление к леденящим объятиям смерти.


Лента времени

Картина «Красавица» 

Дьявол водил рукой

Увидев еще одну пышнотелую героиню Кустодиева - на картине «Красавица» 1915 года, чуть не свихнулся один из священнослужителей: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника, когда он писал свою «Кpасавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узpел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать гpехи свои». Актриса МХАТа Фаина Шевченко, которая позировала автору, считала себя на картине слишком толстой. Но худеть отказывалась.


Только цифра