Кустодиев прикрыл лобок русской Венере по просьбе жены
Незадолго до смерти Борис Михайлович завещал родным посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Жестокая болезнь научила не придавать значения условностям. Впрочем, Кустодиев всегда умел ценить то, что важно. Когда пришло признание, больше всего на свете мечтал сбежать с детьми и женой в построенный им «Терем» - дом в Костромской области, где он был счастлив. Дочку Иру таскал в грибной корзинке в лес, а сыну, будущему театральному художнику, объяснял красоту облаков.
- Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят, - объяснял Борис Михайлович, почему забрался в такую глушь.
Поддержка близких помогала противостоять коварной болезни.
- Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже, - пишет художник после очередной операции. - К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Иногда приходилось по несколько дней лежать, закутав голову теплым платком, из-за болей в руке не спать.
Врачи предполагали у него костный туберкулез. Художника заковывали в жесткий корсет от подбородка до поясницы. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он писал супруге в костромскую деревню, что мечтает о будущем, где «много, много работы».
Обмануть бессилие
Живописцу назначили сеансы облучения ультрафиолетом. Но диагноз оказался неверным. У Кустодиева выявили опухоль спинного мозга, и лечение процесс только усугубило.
- После операции, сделанной в 1913 году в Берлине в клинике профессора Оппенгейма, художнику стало легче, но уже через год появились рецидивы, - сообщил руководитель отделения неотложной нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, д. мед. наук Владимир Крылов. - Подруга жены Кустодиева Елена Полевицкая, у которой Борис Михайлович снимал квартиру, вспоминала, что по ночам он кричал от боли, а утром рассказывал один и тот же кошмар: черные кошки когтями раздирают спинные позвонки.
Чтобы добраться до опухоли, перерезали нервы, обеспечивающие подвижность ног, после чего нижняя половина тела оказалась обездвижена. Были нарушены мочеиспускание, акт дефекации - художник ничего не чувствовал. Развивались пролежни, и все это в условиях антисанитарии Гражданской войны.
В 35 лет у него полностью прекратилась половая функция. Он нашел утешение в картинах. Во время болезни из-под его кисти вышли самые замечательные женские образы. Так Борис Михайлович пытаелся обмануть свое бессилие.
Сегодня подобное заболевание излечимо. Диагноз ставится при первых же симптомах. После магнитно-резонансной томографии проводят микрохирургическое вмешательство, удаляют опухоль, чаще всего сохраняя подвижность ног и рук.
У «банной» красавицы фигура дочери
В 1926-м, незадолго до кончины, мастер закончил один из главных шедевров - «Русскую Венеру». Картина написана на обратной стороне полотна «На террасе», созданного еще в 1906-м и запечатлевшего чаепитие семьи Кустодиева. Уникальное полотно выставлено в художественном музее Нижнего Новгорода, и его можно увидеть с обеих сторон. Мы же для начала рассмотрим в деталях саму «Венеру».
Образ
Живописцы Возрождения часто представляли Марию Магдалину - блудницу, ставшую святой. Ее же изобразил и Кустодиев - до того, как она обрела святость.
Модель
Считается, что лицо художник «позаимствовал» у натурщицы и поэтессы Елены Николаевой. Якобы мастер оплатил ей поездку на юг, чтобы та вошла в тело, но, оказалось, не в коня корм. Пришлось обнажаться любимой модели художника - дочке Ирине.
- Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Он много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины - светлокожая, рыжеватая, пышная, - радовался мастер.
Волосы
Рыжие локоны в живописи в традиции - символ чувственности, вожделения, хитрости, непохожести на других.
Веник
При реставрации выяснилось: веник дорисован позже. По одной версии, прикрыть лобок Венере попросила жена художника. По другой, веник долго не могли раздобыть, и модель позировала с линейкой.
Пузыри
В отличие от древнегреческой Афродиты (Венеры у римлян), вышедшей из морской пены, нашу красавицу окружают клубы пара. Чтобы передать, как отражается свет в мыльной пене, мастер несколько часов сбивал ее в тазу.
Мыло
Центром мыловарения в дореволюционной России была Шуя - кусок местного производства продавали по цене коровы.
Парная
Стены обиты липовой доской, из липы же делали полок, шайки, ушаты, запарники. Для создания пара брали чугунные ядра - они долго удерживали тепло и не трескались.
Платок
Скорее всего, это шерстяной павловопосадский с набивным рисунком, нанесенным на ткань при помощи форм с рельефным узором.
Нижнее белье
Слово «белье» (от прилагательного «белый») употребляется в значении «нижняя одежда» со второй половины XVII века. Основные предметы у мужчин и женщин - сорочки: полотняные и льняные - для простолюдинов, батистовые и шелковые - для высшего сословия.
Пейзаж
В оконце видна зима. Жаркое женское тело и мороз - это сочетание живого и мертвого. Для самого мастера - прощание с горячей жизнью и приготовление к леденящим объятиям смерти.
Лента времени
- 7.03.1878. Родился в Астрахани. Отец, Михаил Лукич, преподавал в духовной семинарии. Мама, Екатерина Прохоровна, зарабатывала вышиванием и играла на рояле в домах купцов.
- 1879. В 38 лет умер отец семейства. На руках матери (ей 25) остались две дочери и два сына. Их опекуном стал дядя, Степан Никольский, чиновник Государственного контроля в Петербурге.
- 1887. Десятилетнего Борю потрясла выставка художников-передвижников. Поступил в Астраханское духовное училище.
- 1892 - 1896. Учится в Астраханской духовной семинарии, куда принят на казенный счет как сын бывшего преподавателя семинарии.
- 1893. Берет уроки у педагога Павла Власова. Посещает кружок любителей живописи и рисования.
- 1896. Поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Получил первые 16 руб. за эскиз. Мать написала сыну, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».
- 1901. По приглашению самого Репина работает над картиной «Заседание Государственного совета».
- 1903. 8 января вступил в брак с Юлией Евстафьевной Прошинской. 11 октября родился сын Кирилл.
- 1905. Купил 2,5 десятины земли возле деревни Маурино в Костромской губернии, где построил дом-мастерскую «Терем». 31 мая родилась дочь Ирина.
- 1907. В январе появился на свет сын Игорь. Через 11 месяцев мальчик умер от менингита. Тогда, по воспоминаниям дочери, «в волосах мамы появилась первая седая прядь».
- 1909. Собранием Академии художеств Борис Михайлович признан академиком живописи. Появились признаки опухоли спинного мозга.
- 1911. Перенес несколько операций в частной швейцарской клинике. Но они принесли лишь временное облегчение.
- 1915. Болезнь прогрессирует. По ночам живописец кричит от боли.
- 1916. Операция в Санкт-Петербурге. Руку удалось оживить, но начались проблемы с ногами.
- 1917. Восторженно встретил революцию, но вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжил исступленно работать.
- 1918. Стал членом первого профсоюза русских художников в Петрограде.
- 1923 . Пробует себя в литографии и литогравюре, занимается скульптурой для фарфора. Перенес очередную операцию.
- 1924. Просит волисполком села Семеновское-Лапотное принять в дар «Терем» и использовать его под школу. Сейчас там располагается Музей Кустодиева.
- 1927. В марте Луначарский сообщил, что Кустодиеву предоставлена субсидия для лечения в Берлине. Но 5 мая у того началось воспаление легких. 26 мая он скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Дьявол водил рукой
Увидев еще одну пышнотелую героиню Кустодиева - на картине «Красавица» 1915 года, чуть не свихнулся один из священнослужителей: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника, когда он писал свою «Кpасавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узpел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать гpехи свои». Актриса МХАТа Фаина Шевченко, которая позировала автору, считала себя на картине слишком толстой. Но худеть отказывалась.
Только цифра
- $ 7 млн - рекордная сумма, за которую в 2012 году продали картину Кустодиева «Извозчик».