В этой истории изобретатели постоянно опережали свое время. 90 лет назад американский студент Уоллес Флинт придумал систему учета для супермаркета: каждому покупателю следовало вручать перфокарту, и в зависимости от выбранного товара тот ее определенным образом прокалывал бы. Затем на кассе информация считывалась бы, а все покупки подъезжали к клиенту на ленточном конвейере. Задумка для 1932 г. революционная, но невыполнимая.
Через 16 лет аспиранты Дрексельского университета Норманн Вудланд и Бернард Сильвер получили задачу - автоматизировать учет товаров в магазинах. Крутили идеи так и эдак - не шло. Однажды утомившиеся друзья сидели на берегу океана. Норман от нечего делать писал на песке разные буквы морзянкой: тире-точка-точка-тире. Задумавшись, начал размазывать их - получились полоски. И тут инженеров осенило! Так появилась система маркировки, состоящая из черных и белых штрихов.
Но вот с устройством считывания оказалось сложнее. Первый сканер размером с письменный стол был оснащен лампой мощностью в 500 ватт, от которой плавилась этикетка, а на руках изобретателей оставались ожоги. Да и компьютеры были тогда не такие умные, чтобы быстро расшифровывать считанный код.
Тем не менее 70 лет назад, 3 апреля 1952 г., Сильвер и Вудланд получили патент на штрих-код. И предложили его IBM: ведь внедрить идею и заработать на ней было тогда невозможно. Хотели получить грант на дальнейшие исследования, а в результате продали патент компании RCA и занялись совершенно другим.
К вопросу вернулись в 1966-м, когда несколько владельцев крупных торговых сетей решили вложиться в создание современной системы маркировки. Через пять лет в городе Трой штата Огайо кассир одного из магазинов впервые отсканировал штрих-код на пачке жвачки Wrigley's Juicy Fruit - она теперь хранится в Национальном музее американской истории.
В 1992-м Масахиро Хаара, инженер отдела разработки японского производителя автозапчастей Denso Wave, получил задание - найти возможность быстрее отслеживать и вести учет комплектующих. При этом надо было придумать коды, которые вмещали бы больше информации, чем штрих-коды, были устойчивы к повреждениям и загрязнениям (например, машинным маслом), упростить и удешевить устройство считывания. Говорят, идея пришла ему в голову во время игры в го: так родился старший и более продвинутый брат штрих-кода - QR-код (Quick Response- быстрое срабатывание).