Жительница Бреста на свои средства выкупает у Польши снесенные памятники советским солдатам
- Однажды вечером смотрела телевизор и увидела репортаж о сносе памятников, - рассказала Ильницкая. - И так мне горько стало! Пришла на работу, говорю: а давайте попробуем их спасти. Ведь столько людей погибло на войне, из белорусов - каждый третий…
Сама Наталия, к слову, родилась на Украине, где за последние 30 лет власти пытались бороться с общей памятью предков так же неистово, как в неблагодарной Польше. Той самой Польше, которая существует только благодаря советскому солдату. Потом жила в Прибалтике, где служил десантником ее супруг. Увы, и там освободителей от фашизма теперь мешают с грязью. А сейчас трудится на белорусской земле, которая стала ей родной. И борется как может с исторической подлостью.
Глумление над святынями
- Для начала мы отправили письмо в Институт национальной памяти Польши, - рассказывает Ильницкая. - Там удивились, но сказали, что не против, если мы напрямую договоримся с воеводствами, на балансе которых находятся памятники.
На самом деле подавляющее большинство из них в ужасном состоянии. Первый монумент, вывезенный в Беларусь, был ранее установлен в городе Лидзбарк-Варминьски, который освобождали войска генерала Ивана Черняховского.
- Вы не представляете, в каком он был виде, - сокрушается Наталия. - Весь исписанный ругательствами, фигуры без конечностей, без оружия. Изрешеченный, как будто по нему стреляли. На реставрацию ушел год.
Восстановление - естественно, из своего кармана, - оплатила предпринимательница. Как и транспортировку, и таможенные пошлины. Более того - иногда ей приходилось фактически давать мзду, чтобы спасти от бесчестья выброшенные на помойку свидетельства героизма наших предков.
- Деньги, конечно, откровенно не требовали, - рассказывает энтузиастка. - Но кто-то просил на благотворительность дать, кто-то - на обустройство территории.
Отметим, что каждому воеводству выделили $50 тысяч для истребления памяти об освободителях. Кому они пошли в карман, остается только догадываться.
Как Ильницкая вместе с соратниками находила многострадальные монументы? Наудачу!
- Спрашивали местных: «Нет ли у вас снесенных памятников?» - рассказывает она. - Если находили - шли к начальству и решали вопрос. Письмо из Института памяти помогало, но не всегда. Одна чиновница категорически отказалась: мол, пусть лучше сгниет, но в Россию не поедет.
Интересно, что монументы, с которыми польские власти воюют гораздо успешнее, чем когда-то с фашистами… устанавливались на деньги простых поляков.
Готовы работать с Украиной
- В этом нет никаких сомнений, - уверенно говорит экскурсовод Дмитрий. - На многих сохранились надписи на польском - «От местных жителей». Как, например, вот на этом - из деревни Коды, которая всего в 50 километрах от нас. Кстати, так и называется - «Памятник благодарности».
Жители деревни Дубиче-Церкевна, которая находится в Подляском воеводстве, отстояли в 2007 году памятник в виде солдата Красной армии, идущего в атаку. Но в 2017-м, когда был принят закон о десоветизации, его все равно снесли. Теперь он экспонат на аллее под Брестом.
- К нам приезжали две женщины из этой деревни, - рассказывает Наталия Емельяновна. - Поставили лампадку, помолились. А потом сказали: «Жалко, конечно, что его увезли. Но, с другой стороны, у вас он в лучшем состоянии, чем был».
Брестские активисты сумели спасти два демонтированных камня, установленных в память погибших военнопленных, что содержались в Демблинской крепости - печально известном Штатлаге-307. Через него прошли около 150 тысяч советских солдат, и большая часть из них погибла. Иногда охранники убивали людей для развлечения. Эти мученики чем провинились перед польскими чиновниками?
Или вот памятник двум советским летчикам, которые 22 июня 1941 года вступили в неравный бой с люфтваффе. Их истребитель упал близ деревни Целесница под Бяла-Подляской. Героев там похоронили и увековечили их память. А теперь монумент им снесен. Ну не подлость ли?
Ради будущего
С началом российской спецоперации на территории Украины у Наталии Емельяновны на границе застряли четыре памятника. А она меж тем думает уже о спасении украинских монументов, снесенных нацистской бандеровской властью.
- На Украину ведь доставляют гуманитарную помощь, - говорит она. - Вот бы договориться, чтобы на обратном пути в эти фуры загружали снесенные памятники! Все накладные расходы я готова оплатить. Ведь это ради нашего общего прошлого и воспитания будущих поколений. Может, мне кто-нибудь поможет это организовать?
Только факт
- За освобождение Польши от фашистов отдали свои жизни 600 тысяч советских солдат и офицеров.