Руководитель Международного научно-образовательного центра технического регулирования, стандартизации и метрологии ВШЭ Вячеслав Попов пытается развалить Росаккредитацию с помощью украинских хакеров и своего ТГ-канала
Эффективность ВШЭ успели оценить даже совсем далекие от экономики люди. Покровители и выпускники кузницы либерально-экономических идей вместо развития отечественной промышленности и инфраструктуры 20 лет вкладывали деньги в иностранные ценные бумаги, из-за чего страна за раз потеряла около $350 млрд. Сегодня в условиях санкций, когда хранить деньги на Западе не получится, а курс взят на уже глобальное импортозамещение и переориентацию потока импорта с Запада на Восток, топ-менеджеры «Вышки» с личной для себя выгодой снова тормозят процесс развития страны. На этот раз борьба идет против увеличения прозрачности и чистки рынка по сертификации продукции, производящейся на территории РФ.
Новые производства и товары потребуют массовой сертификации для их безопасного использования на территории России. С 2011 года этим занимается Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), осуществляющая контроль за деятельностью органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий и органов инспекции.
Работа Росаккредитации затрагивает интересы и безопасность почти 190 миллионов человек, проживающих в странах Евразийского экономического союза. По закону всем видам испытательных лабораторий и центров сертификации надо проходить аккредитацию в ФСА. И если в число экспертов попадают аферисты, за деньги подмахивающие любые бумажки, то для граждан такая всеядность превратится в срывающиеся лифты, опасные дома, в неуправляемые автомобили на падающих мостах, в опасные детские игрушки и питание, нагло врущие счетчики на газ, свет, воду и многие другие беды и проблемы, от которых обязана защищать Федеральная служба по аккредитации.
Понимая масштабность стоящих перед ней задач, Росаккредитация намерена узаконить жесткий мониторинг деятельности аккредитованных лиц и исключение из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия аккредитованных лиц, замеченных в нечистоплотности.
Предполагается, что изменения поспособствуют значительному снижению доли небезопасной продукции, выходящей к потребителю. Поможет этому и ведомственная программа цифровой трансформации, предусматривающая «перевод 100% участников на работу только с электронными областями аккредитации» и их обработку с помощью искусственного интеллекта. То есть мошенникам, продающим сертификаты соответствия на все что угодно, не останется ни одной лазейки.
Полноценная реализация программы приведет к потере оставшимися еще с нулевых шарашкиными конторами сотен миллионов рублей взяток.
Человек из команды Валерии Касамары и Ярослава Кузьминова
Естественно, проект Росаккредитации по оздоровлению рынка сертификации вызвал колоссальное сопротивление со стороны его наиболее недобросовестных участников. Дельцы от сертификации заволновались.
На Федеральную службу по аккредитации организована массированная атака в СМИ и ТГ-каналах «АнтиГОСТ» и «БеспределуФСА.net», названия которых говорят сами за себя.
Ее цель - дискредитировать регулирующий госорган, убедить в его несостоятельности и пролоббировать либерализацию в этой сфере с последующей передачей ряда его функций частникам, как это было до 2011 года при Росстандарте, где просто номинально выдавали сертификат соответствия на любой товар. Единственным требованием было правильное составление аттестатов, чем и занимались многочисленные аккредитованные там конторы.
Из публикации в публикацию «АнтиГОСТ» и «БеспределуФСА.net», как мантру, повторяют постулат: «И зачем нашей стране нужна такая несостоятельная и антигосударственная служба, которая только доит государство и нагло лжет в отчетах правительству?!» То есть подводят к прямому выводу, что лучше обойтись вовсе без Росаккредитации и вернуться в благословенные времена посредничества по свободной торговле сертификатами.
Центром сопротивления регулятору ожидаемо стала Высшая школа экономики. Идеологом и вдохновителем борьбы за полную либерализацию отрасли называют заведующего Международным научно-образовательным центром технического регулирования, стандартизации и метрологии ВШЭ Вячеслава Попова. Проекты Росаккредитации по увеличению прозрачности процедур и отсеиванию посредников наносят прямой и, возможно, смертельный удар по отлаженному бизнесу Попова, не только торгующего через подконтрольные его семье компании сертификатами качества и соответствия, но и зарабатывающего в ВШЭ на обучении подобных специалистов.
Вячеслав Александрович начал работать в НИУ ВШЭ в 2020 году по приглашению проректора НИУ ВШЭ Валерии Касамары, впоследствии уволенной. Он является человеком из команды бывшего ректора «Вышки» Ярослава Кузьминова, после интимного скандала с подчиненной покинувшего свой пост, но оставшегося в университете научным руководителем.
При их поддержке Попов организовал под крышей ВШЭ Центр подготовки кадров для тех самых многочисленных мелких контор по сертификации, готовых за твердую таксу подтвердить качество чего угодно. С благословления Касамары и Кузьминова любой желающий сейчас может получить удостоверение ВШЭ о «повышении квалификации» или «профессиональной переподготовки по аккредитации, испытаниям и подтверждению соответствия». Для этого надо всего лишь просмотреть видеокурс лекций, где снятые на фоне голой стены специалисты бубнят прописные истины, пересказывая давно опубликованные в Интернете брошюры на данную тему. Понятно, что абитуриенты платят деньги не за знания, которые им для будущей работы в шарашкиных конторах Попова по аккредитации не нужны, а за красивую бумажку с логотипом ВШЭ.
Диплом можно назвать липовым только в отношении полученных компетенций, а так он совершенно настоящий. Тем более что образование, чтобы работать по профилю, то есть продавать сертификаты, выпускникам Вячеслава Попова как раз и не нужно. Даже вредно. Если они поймут, что сертифицированной таким образом продукцией пользуются они сами, то жить им придется в полном страхе. Ведь любой лестничный пролет может обвалиться, газовый баллон взорваться, а детское питание оказаться собачьим кормом.
Росаккредитация как раз и начала успешную борьбу с такими специалистами дистанционного образования от Попова. Но кто же согласится потерять бизнес, все вложения в который заканчиваются получением удостоверения в ВЭШ о повышении квалификации?
Переписка была взломана сообществом «Киберальянс»*
Под ответный удар либералов попали главным образом руководитель Федеральной службы по аккредитации Назарий Скрыпник и замминистра экономического развития Алексей Херсонцев.
ТГ-каналы Вячеслава Попова обвиняют их в коррупции, неравнодушии к женщинам с пониженной социальной ответственностью и прочих грехах.
«Жизнь и здоровье жителей России, за которые отвечает в том числе безопасность продукции и товаров - в руках преступников!» - ставят проблему с ног на голову в «АнтиГОСТ».
На ТГ-канале «БеспределуФСА.net» появилась переписка со взломанных телефонов сотрудников Росаккредитации, куда среди прочей служебной информации попал фрагмент обсуждения ими проекта с сенатором Александром Карелиным.
По анализу метаданных, переписка была взломана сообществом украинских хакеров «Киберальянс»*, еще в 2016 году объявивших своей целью «противодействие российской агрессии в Сети». Им приписывают кибератаки на ресурсы, принадлежащие России и республикам Донбасса.
Примечательно, что тогда же проявилась и связь с Украиной самого Вячеслава Попова. Из Федеральной службы по аккредитации к нему на должность начальника отдела правового и информационно-методического обеспечения Центра спешно перебежала Татьяна Жмурко. Бывшая киевлянка с дипломом Одесской государственной академии пищевых технологий. Сколько друзей осталось у нее на исторической родине, как в руки хакеров попали номера сотрудников Росаккредитации, сейчас разбираются.
Конечно, сама ВШЭ не занимается финансированием ведения ТГ-каналов и работы хакеров. У Вячеслава Попова вполне хватает на это личных средств. Бизнес на сертификации он начал еще в 2003 году, когда пришел на работу во Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении. За прошедшее время ему удалось построить целую сеть профильных аффилированных офисов. Фирмы и фирмочки записаны на его маму-пенсионерку. Наталья Степанова, всю жизнь проработавшая в районной поликлинике, выйдя на заслуженный отдых, стала соучредителем ООО «Профиль» и долгое время даже платила сыну официальную зарплату - около 300 тыс. руб. в месяц. В свою очередь «Профиль» утвердил ООО «Институт региональных испытаний и сертификации», который, собственно, и занимается частной сертификацией всего на свете. Организация регулярно отчитывается о высокой прибыльности своей деятельности, но показывает явно не все. Более точное представление о доходах семейного бизнеса Вячеслава Попова дает перечень недвижимого имущества в его антикоррупционной декларации: три квартиры в элитном жилом комплексе и четыре машино-места с отдельным гаражом под личный автопарк.
Можно только представить, насколько вырастет благосостояние таких дельцов от сертификации, когда в страну в скором времени хлынет поток новых товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона. Товаров, качество которых для удовлетворения массового спроса может оказаться не всегда достаточным.
В сложившихся условиях именно на Росаккредитацию ложится колоссальная ответственность. Сегодня вопрос сертификации перешел в плоскость государственной безопасности. Доверить ее выпускникам экспресс-курсов Попова обойдется слишком дорого. Ущерб будет исчисляться уже не в деньгах, а в человеческих жизнях.
* Запрещено на территории РФ.
По материалам The Moscow Post