Сбежать на край земли: как найти счастье там, где ветер сбивает с ног, а продукты привозят два раза в год

Свадьба мечты - в бескрайней тундре

Будь у вас выбор, где жить: в Париже, Москве, Сочи или на затерянном в холодном океане острове, - что бы вы предпочли? Девять лет назад вакансия на сайте заповедника на Командорах враз изменила планы Влады Вальченко.

Сейчас она с мужем и сыновьями живет и работает в бухте Провидения на Чукотке. Их пятиэтажка стоит прямо на берегу - на самом краю земли. Дозвонилась до Влады через девять часовых поясов. В Москве утро, на Чукотке вечер, начало пятого. Но еще светло - скоро наступит полярный день.

- Сегодня где-то -20, - сообщает Влада. - Но сильно метет, поэтому по ощущениям холоднее. Ветер просто ревет.

Ураган бывает таким, что невозможно открыть дверь подъезда. Впрочем, если и унесет, то в соседний сугроб, смеется моя собеседница. Они здесь выше человеческого роста, далеко не улетишь.

Влада Вальченко родом из Ростова-на-Дону. В девятом классе переехала с родителями в Сочи. Окончив школу, поступила в Московский лингвистический университет, изучала английский и французский. Проверенный способ подтянуть языки - найти волонтерскую программу и поехать поработать в другую страну:

- Во Франции мы восстанавливали стену храма XIV века. Под руководством профессионального архитектора таскали камни, замешивали раствор. Естественно, общались с местными. Отличная практика!

Влада Вальченко

Параллельно Влада училась во французском колледже при МГУ. Лучших студентов приглашали в Париж на год и даже предоставляли стипендию. Поток желающих был огромный, но Влада выдержала конкурс. И могла бы остаться в Европе работать. Но во время поиска вакансий увидела на сайте биосферного природного заповедника «Командорский», куда искали пресс-секретаря, цветущие рододендроны - и внутри что-то щелкнуло. Она тут же написала директору.

- Меня пугали сложными бытовыми и погодными условиями. Объясняли: вылететь с острова - целое дело, - вспоминает Влада. - Когда уже работала в заповеднике, во всем убедилась. Люди просто не представляют, что в XXI веке такое возможно. Многие, кто откликался на вакансии, - все такие романтики, покорители Севера, - увольнялись, даже минимальный срок не отработав.

…Аэропорт на острове Беринга встретил нашу путешественницу грунтовой взлетно-посадочной полосой и железным вагончиком. Сильнее всего впечатлил магазин в поселке. Полки были почти пустые.

- «Что вы там едите?» Это первый вопрос, который нам задают, - смеется Влада. - На Дальнем Востоке сложная логистика. На острове Беринга перебои с доставкой из-за постоянных ветров и туманов. А здесь, в бухте Провидения, море полгода покрыто льдом. Корабли приходят только с конца июня по октябрь. Раз в месяц-полтора привозят продукты. Все, что можно, заготавливаем на зиму, отправляем в заморозку. Но яйцами, свежими овощами-фруктами, кисломолочкой надолго не запасешься. Поэтому сами делаем йогурт, выращиваем на окошке зелень, кто-то даже огурцы-помидоры высаживает в горшках. Заготавливаем грибы, ягоды. Все очень поддерживают друг друга. В селе Никольском, например, всего 600 человек, и, когда я приехала на Командоры, меня удивило, что каждый прохожий с тобой здоровается. Идешь в гости - все будут рады банке варенья. А если лимон добыл или огурец - вообще праздник.

Цены из-за трудностей с доставкой кусаются - все стоит в районе 800 - 900 руб. С зарплатой работника заповедника в 35 тыс. (и это с учетом северной надбавки!) не особо разгуляешься.

Влада с семьей старается уезжать в отпуск в ноябре - декабре, когда на Севере особенно темно и промозгло. Благо отдыхать жители Крайнего Севера могут 54 дня. Достаточно, чтобы вволю нагоститься у бабушек в Перми и Сочи:

- Наедаемся у них, что-то привозим с собой. И до следующего отпуска или лета обычно всего хватает.

На Чукотке китов, морских котиков и песцов можно увидеть, не отходя далеко от дома

Киты размером с пятиэтажку

Конечно, главное, ради чего едут на Дальний Восток, это природа. Первозданная красота разом перекрывает бытовые неурядицы.

- Остров Беринга на Командорах узкий - оба берега видны. Если ночью отойти от поселка и не смотреть на огни, можно представить, будто плывешь на корабле, - рисует романтичную картину Влада.

В июне остров покрывается бархатным ковром. Краски, запахи быстро-быстро сменяют друг друга: за короткое лето все спешит отцвести. Когда появляются грибы, ведро набирается за десять минут. Здесь их зовут «надберезовики», «надосиновики» - они выше местных деревьев.

Скалы осаждают птичьи базары - топорки, кайры, чайки, бакланы. На побережье устраивают лежбища морские котики.

- Подходишь к берегу и издалека слышишь рев, - рассказывает Влада. - Кажется, будто овечки блеют. Скопление животных выглядит хаотичным. Но, приглядевшись, понимаешь: там свой порядок. Есть «гаремы» - самец и самочки рядом, «детский сад» - малыши группами. Потрясающе интересно все это устроено.

Влада Вальченко родилась на юге, но связала жизнь с Крайним Севером. Арктика - состояние души. Или диагноз, считает она

Легко наткнуться на песцов. Они наглые. Отвернешься - могут за сапог куснуть и из рюкзака что-нибудь стащить. Дескать, чего не делишься?!

И конечно, киты. Из окна видно, как огромные плавники косаток перемещаются по фьорду. Серыми можно любоваться прямо с берега - они кормятся на мелководье и подходят очень близко. Ну а когда рядом с лодкой выпрыгивает горбач с пятиэтажный дом, это очень впечатляет.

На Чукотке иногда видят мишек всех мастей. Белые чаще встречаются на севере полуострова, случается, заходят в поселки. Иногда на льдинах спускаются к югу и вдоль берега возвращаются обратно.

- Они тут нечасто шастают, но бывают. Их стараются отогнать подальше. Если у них все в порядке, они не очень заинтересованы во встречах с людьми. Им и так хорошо, - поясняет Влада.

Леня и Валера обожают походы и уже разбираются в местных грибах и ягодах

Съели свадебный букет

При устройстве на работу в Командорский заповедник девушке дали тестовое задание - написать о случаях браконьерства на острове Беринга. Она позвонила заместителю директора по охране заповедника Игорю Бобырю, чтобы взять интервью, - а через год вышла за него замуж. Свадьба получилась такой, о которой мечтала Влада:

- Мысли о пышном торжестве с тостами и тамадой меня всегда приводили в ужас. А тут были только мы с мужем и океан. Когда я сказала маме, что мы планируем пожениться, единственное, о чем она попросила, - купить белое платье. Мама вообще тяжело переживала мой отъезд на Дальний Восток. Она собиралась летать ко мне в Париж, а тут такое.

Чтобы найти все необходимое для свадьбы, ребята рванули в Петропавловск-Камчатский - за два дня обежали все магазины. Осенняя погода портилась, они рисковали зависнуть на материке и не успеть в загс. К счастью, все сложилось. Цветов не было, и Игорь подарил невесте букет из рябины. Потом вместе обкусывали ягоды с него.

Шестилетний Леня, старший сын Влады и Игоря, родился на Сахалине. Младший, Валерик, - «чукча». Ему четыре.

Летом арктические пейзажи меняются с удивительной быстротой

- Мальчишки - абсолютно местные жители, любители приключений и походов, - улыбается Влада. - Когда мы приезжаем на Черное море, они всех донимают: «Почему у вас нет снега?», «Когда мы пойдем в тундру?» В бухте Провидения, где мы живем, детям раздолье. Ребята играют на берегу, и я из окна их вижу. Я часто работаю дома, в хорошую погоду сама выхожу к ним с ноутбуком. В поселке есть творческий клуб с кружками и секциями, каток, бассейн, все бесплатное. Детям не скучно.

В национальном парке «Берингия» Влада пишет новости о работе парка на сайт, рассказывает об исследованиях, которые там проходят. Готовит материалы о парке для прессы. Ведет соцсети, издает газету. Иногда проводит экскурсии.

Еще очень важная для нее часть жизни - содействие в работе благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире». У него две программы: помощь ребятам с челюстно-лицевой патологией и поддержка природоохранным территориям. Покупают, например, современную технику, фотоловушки, квадрокоптеры для мониторинга численности животных и оперативного обнаружения лесных пожаров.

- Природа и дети - самое ценное, что у нас есть, - уверена наша героиня. - Миссия фонда - все это сохранить.


Путешествие в край ветров и туманов

В 2020 г. Национальный парк «Берингия» посетили 1,32 тыс. человек. Это были круизные туры с пассажирами более чем из 20 стран мира. В 2021-м здесь побывали всего 80 российских путешественников.

- Экологический туризм - хороший инструмент, чтобы привлекать людей на сторону охраны природы, - считает Влада Вальченко. - «Нужно сохранять белых медведей, китов» - для обычных людей это просто слова. А когда они своими глазами увидели кита, услышали, как он дышит, познакомились с людьми, которые на краю света ведут работу по его изучению и сохранению, они уезжают совсем другими. В нацпарке все организовано так, чтобы оказывать минимальное воздействие на природу. К счастью, большого потока тут нет. Основная часть - круизные туристы, они осматривают территорию с воды.

А это советы тем, кто отважится махнуть на Чукотку.


Кстати