Как советские метростроевцы британцам нос утерли
Изобретение Рено, напоминавшее ленту конвейера, установили на старом пирсе на полуострове Кони-Айленд, в штате Нью-Йорк. Новинка длиной чуть больше 2 м двигалась под углом 25 градусов. Ступеней не было, просто гладкая лента. Для сцепления использовались чугунные шпунты. Диковинка так поразила публику, что за две недели работы эскалатора на нем прокатились более 75 тыс. человек.
Слово «эскалатор» произошло от лат. scala - лестница и elevator - поднимающий. 4 октября 1911 г. испытания провели на одной из станций лондонского метро. Смельчакам, решившимся прокатиться, наливали рюмку бренди. Для наглядной демонстрации безопасности конструкции пригласили инвалида с деревянным протезом: он ездил по лестнице вверх и вниз в часы пик. И тоже получал заслуженную порцию алкоголя.
Успеть за 25 дней
В 1935 г. с пуском московского метро первые эскалаторы заработали на станциях глубокого заложения - «Красные ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), «Дзержинская» («Лубянка»), а также на неглубокой - «Охотный Ряд». За рубежом к тому времени наловчились монтировать подобное оборудование. Но делиться с нами технической документацией не пожелали. Директор лондонского отделения фирмы Otis надменно заявил: мол, в короткие сроки собрать эскалаторы нереально. А представители немецкой компании Karl Flor запросили за чертежи неподъемные 500 тыс. марок. Пришлось метростроевцам разрабатывать эскалаторы по фотографиям и рассказам людей, видевших чудо-машину вживую.
И прекрасно справились - за год! Правда, испытать механизмы в заводских условиях оказалось невозможно, поэтому их сразу монтировали на станции. Иностранцы уверяли: на это уйдет не меньше четырех месяцев. Наши управились за 25 дней, хотя советские эскалаторы на тот момент были самыми тяжелыми - по 100-130 т. Кстати, лестницы первой серии, выпущенной в 1935 - 1949 гг., работали на станции «Бауманская» до 2015-го.
Чудо из чудес
- Самый длинный в мире эскалатор установлен на станции «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге: 134 м.
- Самый старый работающий механизм можно увидеть в Нью-Йоркском торговом центре Macy’s Herald Square. Конструкция деревянная, появилась здесь в 1927 г.
- Спиральный поражает воображение в шанхайском универмаге New World Daimaru. Поднимает посетителей на высоту семи этажей.
- Подводный в океаническом парке в Тайване имеет зигзагообразную конструкцию - можно, не меняя ступень, подниматься и опускаться на разную глубину аквариума. Акулы, скаты, необычные рыбины проплывают прямо над головой посетителей.
- Потолочный украшает станцию метро Wynyard в Сиднее. Инсталляция «Петля времени» состоит из 244 старых деревянных ступеней из ленты 1931 г.
Взбесившийся механизм
Эскалаторы считаются техническими средствами повышенной опасности. Один из последних инцидентов - авария в Риме на станции метро Repubblica. Все произошло 23 октября 2018 г., когда наши болельщики ехали на матч московского ЦСКА с Roma в Лиге чемпионов. Из-за неисправности лестничное полотно начало двигаться на спуск с большой скоростью. В результате люди упали на выходную площадку. Около 30 человек получили ранения в давке. Случались ЧП и в метро других городов.
- 17 февраля 1982 г., Москва. В результате излома ступени на выходе с «Авиамоторной» лестничное полотно стало двигаться вниз, быстро набирая скорость. Около 100 человек попадали и заблокировали зону выходной площадки. В давке погибли восемь и пострадали 30 человек.
- 18 ноября 1987 г., Лондон. На пересадочной станции метро King's Cross St. Pancras произошел пожар. Причиной возгорания стала непотушенная спичка, которую один из пассажиров обронил на эскалаторе. Погиб 31 человек, свыше 100 были госпитализированы.
- 8 июня 2005 г., Баку. Из-за повреждения балюстрады были остановлены эскалаторы на станции метро «Бакы Совети» (ныне «Ичери Шехер»). Пассажиры пошли вниз пешком, но полотно внезапно пришло в движение и на большой скорости съехало вниз. С ранениями были госпитализированы 18 человек. Один скончался в больнице.
- 5 июля 2011 г., Пекин. На станции метро «Пекинский зоопарк» один из эскалаторов, работавший на подъем, внезапно переключился в режим спуска. В давке погиб 13-летний мальчик, еще 28 человек получили ранения и травмы.
- 15 апреля 2012 г., Москва. На станции «Комсомольская» Кольцевой линии произошло резкое ускорение, а затем остановка полотна эскалатора, работавшего на спуск. Пострадали десять человек, шесть из них были госпитализированы. Причина сбоя - отсутствие зубчатой соединительной муфты, которую техники забыли установить при ремонте.
Ужасы нашего городка
Пару лет назад пассажиры столичной подземки пугали друг друга историями об иголках, которые злоумышленники нарочно засовывали в поручни эскалаторов. По словам очевидцев и пострадавших, иглы торчат прямо из движущейся ленты. Один из травмированных обратился в больницу, где ему посоветовали сдать анализы на ВИЧ и гепатит. К счастью, ныне шутники угомонились.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов