Когда 190 лет назад, 12 марта 1832 года, итальянская танцовщица Мария Тальони первой надела воздушную пачку и к тому же встала на пуанты, она, что называется, огребла по полной. Притом что юбка не открывала лишнего, поскольку доходила до середины икры, наряд сочли слишком смелым. Но пачка так эффектно сидела на фигуре и так красиво смотрелась в танце, что быстро вошла в моду и со временем стала символом вечной балетной классики.
Интересна история самой Марии Тальони. «Леди пачки и пуантов» имела весьма сомнительные данные для балета. В активе у девушки были короткая сутулая спина, слишком длинные руки, чересчур мускулистые ноги и болезненная худоба. Подружки по классу дразнили ее маленькой горбуньей. Но на сцене танцовщица преображалась. Особенно выступая в многослойной воздушной юбке, которая волшебным образом сглаживала несовершенства фигуры.
Покорив Европу, Мария прибыла на гастроли в Россию. Публика ломится на выступления блистательной итальянки, ее именем называют шляпку, пирог, карамель. Маринист Иван Айвазовский отчаянно добивается ее руки. Но более удачлив фаворит императрицы Александры Федоровны князь Александр Трубецкой - тот самый придворный сплетник, запустивший мульку про связь Пушкина с сестрой собственной жены («сошелся с Александриной и жил с нею»). Трубецкой сожительствует с Тальони и даже дарит ей золотой дворец в Венеции. У пары рождается сын. Наконец князь женится - только не на возлюбленной, а на ее дочери.
В преклонном возрасте Мария Тальони посетила петербургское театральное училище. Писательница Авдотья Панаева вспоминала: воспитанницы окружили высохшую танцовщицу с желтым морщинистым лицом и говорили, придавая голосу умиленное выражение: «Какая ты рожа! Какая ты сморщенная!» А та, воображая, что ей делают комплименты, кивала с улыбкой: «Merci, mes enfants!»
Пуанты на кладбище
По традиции танцовщики оставляют на могиле Марии Тальони свои первые пуанты. Правда, многие считают, что она похоронена в Париже на кладбище Монмартра. Но там покоится ее мать София. Сама же прима обрела последний приют в Марселе на кладбище Сен-Шарль. На надгробии надпись: «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».
Попасть на крючок
Освободившись с легкой руки Тальони от тяжелых кринолинов, балерины еще долго терпели неудобства костюма. В начале ХХ века они танцевали затянутыми в корсет в тяжелой многослойной юбке. Пачку нередко декорировали многочисленными украшениями. И в ней было ни прогнуться, ни ногу поднять.
Из-за юбок старого образца страдали не только артистки, но и их партнеры в дуэтах. Майя Плисецкая писала в мемуарах, что такие пачки, бывало, царапали при верхних поддержках своими краями или расстегнувшимся крючком танцовщику нос, травмировали руки.
Слов не выкинешь
Есть несколько версий происхождения слова «пачка».
- Образовано от слова «тюль» - одного из материалов, из которых шьют юбки.
- Происходит от сленга французских детей и относится к ягодицам - куль. То же значение имеет в более грубом контексте. В XIX веке богатые мужчины любили общаться с танцовщицами в фойе и устраивать встречи. При этом балетоманы игриво поглаживали артисток по задней части платья из тюля, приговаривая: «Pan-pan cucul». («Я отшлепаю вам попку».)
- Берет начало от вульгарного французского слова «cul», которое используют для обозначения нижней части или области гениталий. В прошлом женщины, и танцовщицы в том числе, носили в качестве нижнего белья панталеты, которые были открыты в промежности. Зрители стремились купить билеты в передние ряды, дабы не пропустить все важное и интересное.
Лента времени
- 12.03.1832. День рождения балетной пачки. Первое ее представление в спектакле «Сильфида» на сцене Королевской академии музыки и танца в Париже. Придумал конструкцию французский модельер Эжен Лами.
- 1850-е .Юбка длиной до середины икры становится особенно пышной.
- 1880-е. Длина пачки уменьшается - сначала до колен, затем полностью открывает ноги. Это связано с усложнением балетной техники.
- Начало XX в. В моду входит многослойная пружинистая юбка с пришитым к ней лифом. Пачку украшают перьями и драгоценными камнями.
- 1907. Хореограф Михаил Фокин одевает танцовщиц в балете «Шопениана» в удлиненные юбки-«шопенки».
- 22.12.1907. Балерина Анна Павлова представила «Умирающего лебедя», и все возмущенные экстремальной длиной пачки навсегда смирились с этим.
- 1930-е. Балетные юбки начали делать из синтетических материалов. Они стали значительно легче.
- 1950-1970-е .Пачка спускается с талии на бедра, становится более короткой и широкой.
- 2000-е. В моде снова женственный силуэт с юбкой до середины бедра - как в конце XIX века.
Облачко из газа
Пачкой называется не только юбка, но и примыкающий к ней корсет и трусики, к которым она крепится. Все должно сидеть на танцовщице плотно, но не сковывать движений.
- Сетка или фатин разной жесткости - материал, из которого шьют юбку.
- Тюник - верхний слой из тюля.
- 15 - 20 метров ткани требуется на изготовление одной пачки.
- Классическая балетная пачка имеет 12 слоев.
- Сталька - проволока, вшивается по диаметру для поддержания формы.
- Длина зависит от роста танцовщицы. В среднем 49 см.
- Внутренняя кокетка, соединяющая трусы и юбку.
- Лиф состоит из десяти частей.
- Трусики, отделанные рюшами.
- В качестве застежки используют только крючки, которые пришивают в шахматном порядке с двух сторон.
Волочкова осудила тело Собчак
Несколько лет назад из-за балетной пачки поцапались Анастасия Волочкова и Ксения Собчак. Журналистка напросилась в гости к королеве шпагата, и пока та гримировалась, облазила с камерой всю квартиру. Заглянула в шкафы и тумбочки, не оставила без внимания даже фаллоимитатор в спальне. И позднее выдала все это в эфир. Не подозревающая о коварстве гостьи, Анастасия сводила ее в баню. И даже разрешила примерить костюм умирающего лебедя. Ну а когда увидела себя на экране, не сдержала эмоций. Дескать, вот не следовало Ксению в дом пускать - этой «клоунессе» только бы словить хайп. И с пачкой по-дурацки получилось. Волочкова резонно заметила, мол, когда у тебя нетренированное тело, зачем лезть в балет и стоять рядом с профи?!
Кстати
- Изначально балерины танцевали в обычных нарядных платьях с корсетом и на каблуках. Затем появилась мода на воздушные платья с завышенной талией и сандалии.