Наши предки держали ящеров вместо кошек

Дракон Зилант на фоне Казанского кремля

Змей Горыныч - один из самых популярных персонажей былин и сказок. Этакий домашний динозавр - то свирепый, то почти ручной. Но удивительно: описания существ, похожих на драконов, встречаются не только в народном творчестве, но и в летописях разных лет. Что давно навело исследователей на мысль о реальном присутствии их в наших краях. Осталось понять, каким ветром этих чудовищ к нам занесло.

«В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие, и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша...» - вещает Вторая новгородская летопись за 1581 год.

А вот еще триллер. Агент английской торговой компании Джером Горсей, двигаясь в 1589-м по территории Польши, свидетельствовал: «Выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иностранцу, что чудесно поправился».

Все произошло на реке Висле, где под холмом, по легенде, жил змей - пожиратель людей. Но богатырь Крак прикончил гада. На том месте вырос город, названный в честь смелого парня.

А вот еще более раннее свидетельство. Посла Австрии Сигизмунда фон Герберштейна, в 1517 - 1526 годах несшего службу при дворе царя Ивана III, занесло по делам в Литву. И он впечатлился: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом, имеющих не более трех пядей в длину и называемых гивоитами; именно в положенные дни они очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище, до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место».

Загадочные изображения в древних летописях

В конце XIX века «Псковские ведомости» сообщили, что целый день жизнь города парализовали множество «коркодилов», выползших из реки Великой и устроивших охоту на людей, кошек и собак.

«Коркодил зверь велий, купно же и рыба от главы до хвоста, ногы ему четыри и хвост велий и остр и хребет же его едина кость, яко черн камень, и зоострен, яко терние, яко пилы, зубы, егда же зинетъ, весь оуста есть», - сообщает александрийский монах Георгий Амартол в хронике XI века.

И коня не пожалели

Бредем в глубь веков дальше. 1068 год. Летопись «Беседа Григория Богослова об испытании града». В разделе, посвященном рыболовству, есть описание приношения жертвы за добрый улов «богу-зверю»: «…реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».

Этнограф Александр Афанасьев повествует о похожем обряде: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь». Так чудище задабривают. Иначе водяной монстр перевернет рыбацкие лодки.

Исследователь языческих обрядов академик Борис Рыбаков не сомневался, что запись о появлении крокодилов в Новгородской земле реально рассказывает о нашествии речных ящеров. Их изображения встречаются на стропилах домов, в оконных наличниках, на веслах, гуслях, ручках ковшей. Существа с вытянутой мордой и зубастой пастью - копии мозазавров из реконструкций палеонтологов.

Когда в 1952-м в озере Ильмень, у истока Волхова, археологи раскопали языческое капище, легендарную Перынь, Рыбаков безапелляционно заявил: это святилище «коркодила».

Одолеть сказочного Змея Горыныча сумел богатырь Добрыня Никитич

Замуровали демона

В архиве Арзамаса хранится документ от 4 июня 1719 года, повествующий о страшной буре, во время которой на город с неба упал отвратно смердящий змий. У него имелись четыре короткие лапы и огромная зубастая пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня указ Петра I о сборе «монструзов для Куншткамеры», посадил змия в бочку с брагой. Но до петербургского музея посылка не дошла - потерялась по дороге.


Откуда - вестимо?

Версии появления странных тварей в средней полосе.

Привозные. Экзотических животных могли завезти из других стран. В 1559 году в Египте побывал купец Василий Поздняков со Смоленщины. В 1582-м туда же направился дворцовый дьяк Трифон Коробейников. Не исключено, купеческий караван или посольский приказ прихватили с собой парочку крокодилов. По дороге баржа могла перевернуться - и милости прошу к нашему шалашу, зубастики.

Выжившие. По мнению криптозоологов, в бездонных озерах на Новгородчине крокодилы обитают до сих пор. Здесь замечают крупные следы, похожие на следы птиц, только пятипалые, а также борозды на влажной почве, ведущие к воде. Зоологи находят странные норы - говорят, крокодилы используют их для зимовки.

Огоньку не найдется?

Почти во всех сказаниях драконы извергают пламя, а их кровь черная. Все это можно объяснить физиологией. Пресмыкающиеся в случае опасности выделяют пахучий секрет коричневатого цвета - мускус, «черную кровь». При взаимодействии с выдыхаемым углекислым газом - продуктом метаболизма - секрет может воспламеняться. Правда, у современных крокодилов объем выделяемых газов и мускуса крайне мал для возгорания.

По другой версии, способность дышать огнем дракон обретал, когда съедал жертву. Предположительно, у ящера имелся второй желудок, где продолжался процесс пищеварения. После того как еда усвоится, из ее остатков под воздействием кислоты выделялся водород. Он мог накапливаться в специальных железах и извлекаться, когда дракон желал дать «прикурить». Смешиваясь с кислородом воздуха, водород загорался.


Кстати


Дошли до мышей

В 2008 году в Воронежской области откопали огромные кости. Специалисты подтвердили: это древний ящер. Только жил он не миллионы лет назад, а всего 50 тысяч. Предания рассказывают о гигантских рептилиях в местных водоемах, которых жители держали вместо кошек для ловли мышей.


Энциклопедия чудо-монстров


Фото: Legion-media.ru и Сommons.wikimedia.org