Наши предки держали ящеров вместо кошек
«В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие, и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша...» - вещает Вторая новгородская летопись за 1581 год.
А вот еще триллер. Агент английской торговой компании Джером Горсей, двигаясь в 1589-м по территории Польши, свидетельствовал: «Выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иностранцу, что чудесно поправился».
Все произошло на реке Висле, где под холмом, по легенде, жил змей - пожиратель людей. Но богатырь Крак прикончил гада. На том месте вырос город, названный в честь смелого парня.
А вот еще более раннее свидетельство. Посла Австрии Сигизмунда фон Герберштейна, в 1517 - 1526 годах несшего службу при дворе царя Ивана III, занесло по делам в Литву. И он впечатлился: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом, имеющих не более трех пядей в длину и называемых гивоитами; именно в положенные дни они очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище, до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место».
В конце XIX века «Псковские ведомости» сообщили, что целый день жизнь города парализовали множество «коркодилов», выползших из реки Великой и устроивших охоту на людей, кошек и собак.
«Коркодил зверь велий, купно же и рыба от главы до хвоста, ногы ему четыри и хвост велий и остр и хребет же его едина кость, яко черн камень, и зоострен, яко терние, яко пилы, зубы, егда же зинетъ, весь оуста есть», - сообщает александрийский монах Георгий Амартол в хронике XI века.
И коня не пожалели
Бредем в глубь веков дальше. 1068 год. Летопись «Беседа Григория Богослова об испытании града». В разделе, посвященном рыболовству, есть описание приношения жертвы за добрый улов «богу-зверю»: «…реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
Этнограф Александр Афанасьев повествует о похожем обряде: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь». Так чудище задабривают. Иначе водяной монстр перевернет рыбацкие лодки.
Исследователь языческих обрядов академик Борис Рыбаков не сомневался, что запись о появлении крокодилов в Новгородской земле реально рассказывает о нашествии речных ящеров. Их изображения встречаются на стропилах домов, в оконных наличниках, на веслах, гуслях, ручках ковшей. Существа с вытянутой мордой и зубастой пастью - копии мозазавров из реконструкций палеонтологов.
Когда в 1952-м в озере Ильмень, у истока Волхова, археологи раскопали языческое капище, легендарную Перынь, Рыбаков безапелляционно заявил: это святилище «коркодила».
Замуровали демона
В архиве Арзамаса хранится документ от 4 июня 1719 года, повествующий о страшной буре, во время которой на город с неба упал отвратно смердящий змий. У него имелись четыре короткие лапы и огромная зубастая пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня указ Петра I о сборе «монструзов для Куншткамеры», посадил змия в бочку с брагой. Но до петербургского музея посылка не дошла - потерялась по дороге.
Откуда - вестимо?
Версии появления странных тварей в средней полосе.
Привозные. Экзотических животных могли завезти из других стран. В 1559 году в Египте побывал купец Василий Поздняков со Смоленщины. В 1582-м туда же направился дворцовый дьяк Трифон Коробейников. Не исключено, купеческий караван или посольский приказ прихватили с собой парочку крокодилов. По дороге баржа могла перевернуться - и милости прошу к нашему шалашу, зубастики.
Выжившие. По мнению криптозоологов, в бездонных озерах на Новгородчине крокодилы обитают до сих пор. Здесь замечают крупные следы, похожие на следы птиц, только пятипалые, а также борозды на влажной почве, ведущие к воде. Зоологи находят странные норы - говорят, крокодилы используют их для зимовки.
Огоньку не найдется?
Почти во всех сказаниях драконы извергают пламя, а их кровь черная. Все это можно объяснить физиологией. Пресмыкающиеся в случае опасности выделяют пахучий секрет коричневатого цвета - мускус, «черную кровь». При взаимодействии с выдыхаемым углекислым газом - продуктом метаболизма - секрет может воспламеняться. Правда, у современных крокодилов объем выделяемых газов и мускуса крайне мал для возгорания.
По другой версии, способность дышать огнем дракон обретал, когда съедал жертву. Предположительно, у ящера имелся второй желудок, где продолжался процесс пищеварения. После того как еда усвоится, из ее остатков под воздействием кислоты выделялся водород. Он мог накапливаться в специальных железах и извлекаться, когда дракон желал дать «прикурить». Смешиваясь с кислородом воздуха, водород загорался.
Кстати
- В сентябре 2020 года в притоке реки Чарыш в Алтайском крае в рыбацкие снасти, установленные браконьером, угодил крокодил в состоянии анабиоза. Когда нарушителя задержали, тот уже разделывал добычу. Тушу изъяли и пригрозили в следующий раз наложить штраф.
Дошли до мышей
В 2008 году в Воронежской области откопали огромные кости. Специалисты подтвердили: это древний ящер. Только жил он не миллионы лет назад, а всего 50 тысяч. Предания рассказывают о гигантских рептилиях в местных водоемах, которых жители держали вместо кошек для ловли мышей.
Энциклопедия чудо-монстров
- Аспид. Крылатый змей с птичьим носом и парой хоботов. Темный, как уголь, - «аспидно-черный». Живет в пещере. Его нереально убить стрелой, можно только сжечь.
- Велес. Змеевидный бог земледелия и скотоводства. Сочетает в облике мохнатость и чешую, умеет выдыхать пламя, хотя самого огня очень боится. Любитель молока. Второе имя - Цмог (Смог), Сосун по-старославянски.
- Зилант. Крылатый змей, символ Казани, заложенной на месте обитания дракона. Топит хвостом всех, кто входит в воду.
- Змиулан. Бог источников, колодцев, туч. Связан с духом смерти. Другой его образ - похожий на змею бес, живущий в дупле дуба. Приносит богатство.
- Кокатрис. Существо с головой и ногами петуха и туловищем дракона. Всякий, кто посмотрит в глаза кокатриса, превратится в камень.
- Йилбеган. В мифах тюркских народов Сибири - крылатое чудовище-людоед, которое разъезжает верхом на быке с девяносто девятью рогами.
- Огняник. Имеет хвост из пламени. Проникает в избы одиноких девушек и женщин. Какую полюбит, та скоро зачахнет и умрет.
- Палучато. Летающий уж, приносящий деньги, зерно, муку или молоко, украденные в чужих домах. Является женщине, тоскующей по умершему или отсутствующему мужу. Принимая его облик, сожительствует с ней, пока не сведет в могилу.
- Полоз. Рептилия, птица и человек в одном флаконе. Есть свидетельства, как в 1930-х за крестьянином катился гигантский ком. Догнав, развернулся - оказалось, это большой змей, который быстро удрал в чащу. Увидевший гада человек умер - то ли от удара его хвоста, то ли от разрыва сердца.
- Рыглак. Бог-крокодил. Особенно неистовствует во время весеннего ледохода, так как божество водное.
- Сем. Изображается в виде двуногой змеи или ящерицы. Покровитель дома и его обитателей. Чтобы его задобрить, в печь бросали черную курицу.
- Тугарин змей. Вредоносное существо, оплетаемое огненными гадами. Но бумажные крылья, намокнув, отказывают ему.
- Хала. Гигантский змей с двенадцатью хвостами, лошадиными глазами и шестью крыльями под коленями. Повелитель туч, смерчей и туманов. Халы насмерть дерутся друг с другом - и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадают снег и град.
- Ящер. Божество рек и рыболовства - в одних регионах. Подземный змей, вызывающий землетрясения - в других. Похож на гигантского крокодила.
Фото: Legion-media.ru и Сommons.wikimedia.org