Его книгами зачитываются до сих пор, и даже переводы не убивают магию диккенсовской прозы. Но мало кто знает, что гений был сложным и не совсем нормальным человеком. Да что там - просто психом!
В кабинете Диккенса было много зеркал. Время от времени он прекращал работу, подбегал к зеркалу и корчил рожи. Возвращался к столу, писал - и опять к зеркалу.
Писатель часто испытывал состояние дежавю, страдал паническими атаками, впадал в транс. Из-за этого ему пришлось перестать носить шляпы - во время припадка он так теребил в руках головной убор, что тот быстро приходил в негодность.
Любимым местом Диккенса был морг. Там он проводил многие дни, рассматривая покойников. Говорил, вид трупов его успокаивает.
Чарльз жаловался знакомым, что часто видит и слышит своих героев. Например, когда писал «Лавку древностей», сетовал: девочка Нелл крутится у него под ногами. Чтобы спастись от навязчивых видений, сочинителю нужно было находиться в толпе.
Диккенс соблюдал массу примет: к любому предмету прикасался трижды, спал только головой на север, в эту же сторону непременно поворачивался лицом, когда писал.
Он быстро переходил от радостного возбуждения к ярости, набрасывался на людей с упреками и издевками, однажды довел человека до самоубийства.
Одевался по-клоунски: красные жилеты, яркие галстуки, огромные белые шляпы, шаровары, бархатная куртка. Хотел обращать на себя внимание любой ценой. Поэтому и историю своего развода детально изложил на страницах журнала «Домашнее чтение».
Диккенс являлся на встречи минута в минуту, а за стол в его доме садились с первым ударом часов.
Трудовой…
Работал с раннего утра до позднего вечера с перерывами, успевая наносить визиты.
Мог писать два разных, никак не связанных меж собой романа одновременно.
В 1850 г. начал выпускать еженедельный журнал. До конца жизни сам его редактировал, писал статьи и работал с авторами.
В 1859 г., продолжая писать романы и издавать журнал, начал устраивать публичные чтения своих произведений.
Работал до последнего и умер, дописав 14-й роман до середины.
…и половой гигант
Чарльз Диккенс женился в 1836 г. на дочери коллеги-журналиста - Кэтрин Хогарт. Перед свадьбой заявил невесте: она должна только рожать детей и слушаться его беспрекословно. Через годы брака сам же обвинил жену в чрезмерной плодовитости (детей у них было десять).
Писатель был жестоким и черствым с супругой и наследниками, что поражало окружающих даже в те недобрые времена: Кэтрин пытался запереть в сумасшедший дом, разлучил с детьми, третировал. Отпрысков называл бездарями и нахлебниками.
- Очень надеюсь, что он действительно умер, - заметил после кончины одного из сыновей, 25-летнего Сидни, писатель.
Диккенс был увлечен младшей сестрой Кэтрин Мэри, причем не безответно. И горько оплакивал ее преждевременную кончину в 17 лет. Говорили, что и с другой младшей сестрой супруги Джорджиной он тоже умудрился закрутить интрижку.
Писателю приписывают множество любовных связей - он часто пропадал на балах до утра. Незадолго до развода начал жить с 18-летней Эллен Тернан, которая играла в его пьесах. Кэтрин случайно получила украшение, отправленное Диккенсом любовнице, и это стало причиной разрыва. Однако Чарльз продолжал врать жене и обществу, выставляя себя жертвой мещанской ревности.
За 44 года писатель создал 13,5 романов. Это не считая множества рассказов, философских трактатов, исторических повестей.
Садист и истерик
Мы рассказали нескольким специалистам по психиатрии о поступках этого человека, не называя его имени. И попросили поставить диагноз. Вот их мнения:
- Шизоидный тип. Можно было бы сказать, что находится в пределах нормы (даже несмотря на галлюцинации), если бы не холодность и жестокость, которые свидетельствуют о прогрессирующем психическом расстройстве, ведущем к распаду личности, - шизофрении.
- Психопатия смешанного круга с преобладанием истерического типа, с садистическими наклонностями, на грани нормы. Но, скорее всего, психическое расстройство ожидало этого человека в недалекой перспективе.
- Влечение к трупам - одно из типичных для шизофреника проявлений холодности и зацикленности на себе.
Источник фото: Global Look Press,Stapleton Historical Collection/Global Look Press