Сектор ГАЗа: история самого массового советского грузовика

Во время войны прадедушки нынешних «газелей» были незаменимы
Во время войны прадедушки нынешних «газелей» были незаменимы. Фото: Смольский Сергей/ТАСС
90 лет назад, 29 января 1932 г., с конвейера Нижегородского автомобильного завода сошел автомобиль НАЗ-АА. В том же году город переименуют в Горький, и название модели тоже поменяется - на ГАЗ-АА. В народе грузовик прозовут полуторкой, и он станет легендой.

Налаживать массовое автомобильное производство Советскому государству помогал Генри Форд. Сначала на завод в Нижний завозили из-за океана машинокомплекты Ford AA, а местные работяги их собирали. Но уже через год был налажен выпуск собственных деталей, а конструкцию инженеры усилили, чтобы машина могла пройти где угодно. В 1938-м появился модернизированный ГАЗ-ММ, с более мощным двигателем. Полуторки стали незаменимы в народном хозяйстве и строительстве, а во время Великой Отечественной войны оказались универсальными солдатами - перевозили грузы и людей, использовались в качестве носителя зенитных установок и тягача для артиллерийских орудий. Производство этих грузовичков прекратилось в 1949-м, к тому времени их выпустили больше 1 млн. Неприхотливые, простые в обслуживании, преодолевавшие практически любую распутицу они бегали по дорогам еще лет сорок.

  • Полуторка - потому что грузоподъемность 1,5 т. В реальности рабочая лошадка легко таскала вдвое больше.
  • Первые кабины делали из дерева и прессованного картона. Потом - из металла. В военное время пришлось вернуться к деревянным, металл был нужен фронту.
  • Ездила даже на некачественном топливе - низкооктановом бензине, тракторном лигроине, керосине, все шло в дело.
  • Печки в салоне не было. Зимняя одежда водителей - ватные штаны и телогрейка. Ватниками накрывали и капот, чтобы мотор не замерз.
  • Летом в кабине было жарко: поток теплого воздуха шел из моторного отсека, негерметичная приборная панель от него не защищала.
  • В машине держали ведро. Летом - чтобы набрать воды и охладить перегревающийся мотор. Зимой клали на дно тлеющие угли.
  • Стартер грузовика часто отказывал, и запускать двигатель приходилось рукояткой. Практически в любом фильме, где фигурирует полуторка, есть такой эпизод.
  • Ломались машины часто. Но каждый советский шофер мог справиться с ремонтом.
  • В войну собирать грузовики приходилось быстрее. Конструкцию упростили: только задние тормоза, одна фара и дворник со стороны водителя, вместо крыши и дверей - брезент. Убрали бампер, зеркало заднего вида, глушитель, клаксон. Крылья - из кровельного железа. Оно не гнулось, и обтекаемые формы превратились в рубленые.
«Остовы
Остовы машин до сих пор поднимают со дна Ладожского озера, а деревянные детали сгнили. Фото: Мазелев Рафаил/ТАСС

Спасла сотни тысяч жизней

И вот - в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.

В «Ленинградской поэме» Ольги Берггольц описан реальный случай. Шофер заглохшей полуторки, везшей в блокадный город продовольствие, не мог запустить мотор: морозы в ту зиму стояли лютые - руки у водителя задеревенели. Тогда он обернул их тряпками, плеснул бензином и поджег, а потом рулил локтями.

По Дороге жизни на Ладожском озере ездили в основном полуторки, они были легче других грузовиков. Эвакуировали людей, обратно везли продовольствие. В темноте выключали единственную фару - светомаскировка! Поэтому часто попадали в трещину на льду или в воронку от снаряда. Двери держали открытыми: если машина уходила под лед, это на несколько секунд задерживало ее, а люди успевали выпрыгнуть из кабины. За время блокады утонула каждая третья машина.

Съездил за «языком»

Пока водитель полуторки Иван Кудельский чинил на льду Ладоги машину, колонна ушла вперед. Поднялась метель, шофер заблудился: приехал в Шлиссельбург, где стояли фашисты. Часовой от неожиданности замешкался, а Иван не растерялся - связал фрица и отвез своим. За это получил орден Красной Звезды.


Он же памятник!

Хлебные фургоны на основе ГАЗ-АА с металлическими стеллажами, куда вставлялись деревянные лотки, появились в 1938-м. Один из них, развозивший хлеб по Москве в начале войны, водрузили на постамент возле 23-го автокомбината Мосхлебтранса. Там его и увидел главный художник картины «Место встречи изменить нельзя» Валентин Гидулянов. Он искал киногеничную машину для бандитов. В Мосхлебтранс его привез водитель киногруппы, когда-то там работавший. Полуторка была не на ходу, но киношников это не смутило. После съемок отремонтированный фургон вернули на постамент. Когда в 1990-х предприятие закрывали, авто хотели сдать на металлолом. К счастью, машину выкупили коллекционеры. Сейчас она снова на ходу и готова сниматься в кино.

«В
В легендарном кино снялся настоящий хлебный фургон. Фото: Кадр из фильма

Впрочем, использовать ретроавтомобили в кино, а тем более на парадах - сложно и дорого. Оригинальных машин не так много, и с вождением не каждый справится. Мало того, современный бензин им не подходит. Те же полуторки требуют смесь АИ-80 или АИ-92 с авиационным керосином или уайт-спиритом. Поэтому все чаще используются реплики - построенные на основе более поздних деталей копии. Впрочем, даже в картине Говорухина, снимавшейся в 1970-х, использована реплика.

Автобус муровцев - это как бы ЗИС-8, но построенный с нуля на основе грузовика ЗИС-5. Специалисты уверяют: сделан плохо, не похож вообще. Зрители, конечно, на детали внимания не обращают. Создавали копию на ЗИЛе и даже присвоили модели, существовавшей в единственном экземпляре, номер - ЗИЛ-8.


По долинам и по взгорьям

В нашей большой стране есть множество мест, где комфортные, но капризные иномарки не выживут. Скажем, на Камчатке никуда без мощных «Уралов», а по байкальскому льду ездят на уазиках-«буханках». За проходимость, надежность, простоту и дешевизну в обслуживании наши грузовики с удовольствием покупают за границей.

  • Продажи УАЗ за последний год снизились из-за пандемии примерно на треть. Но машины по-прежнему уходят в Сербию, Эстонию, Польшу, Румынию, Македонию, Мьянму, Камбоджу, Конго, на Мадагаскар.
  • В 40 странах на всех континентах покупают машины ГАЗ. По запросу модели модифицируют: ставят правый руль, применяют решения для экстремальных условий - жары или высокогорья. В основном «газели» идут в Азию, Африку и страны СНГ.
  • Пятая часть произведенных грузовиков «Урал» отправляется за границу по 30 направлениям. В 2021-м на экспорт ушло почти 1,5 тыс. машин, в этом году планируют добавить в список стран-покупателей государства Карибского бассейна.
  • КАМАЗ даже во время пандемии умудрился показать рост экспорта. Крутые грузовики едут в страны Восточной Европы, ЮВА, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. В Казахстане, Литве и Азербайджане у КАМАЗа есть сборочные производства.

Пять самых популярных грузовиков в России в 2021 г., тыс. ед.

  • КАМАЗ - 698,5
  • ГАЗ - 458,2
  • ЗИЛ - 207,9
  • МАЗ - 205,9
  • «Урал» - 115,9