Пройдите обследование по акции - вряд ли найдется тот, кому не поступало по телефону «заманчивое» предложение от частной клиники. И хотя многие в курсе, что за этим стоят мошенники, все же попадаются на их удочку. Во время ковид-пандемии негодяи активно засуетились - обещают быстрое восстановление и укрепление сил.
- Во многих частных клиниках используется стандартная технология, - констатирует президент межрегиональной общественной организации «Лига защиты врачей» Семен Гальперин. - Посетителей заманивают путем рассылки или с помощью телефонных звонков. Существуют агентства, которые получают заказ на такой обзвон. Более того, клиники покупают в государственных медучреждениях информацию о пациентах и звонят прицельно: «Здравствуйте, Марьиванна, мы знаем, что у вас такое-то заболевание. Мы проводим акцию - вас бесплатно посмотрят три доктора». Пациенту сделают скорее всего УЗИ, его примет кто-то из специалистов - выбор зависит от имеющихся проблем. И начнут пугать: «К сожалению, ситуация очень сложная. Если в ближайшие дни не вколоть в суставы гиалуроновую кислоту, плазму крови или что-то еще в том же духе, то в ближайшее время перестанете ходить». Как правило, предлагают использовать препараты, которые нигде в мире не входят в клинические рекомендации. А от стоимости лечения человек приходит в ужас. Но его успокаивают: «Мы пойдем навстречу. Вот представитель банка - подпишите бумажку». Клиники охотно нанимают персонал с успешным опытом продаж. В результате люди подписывают договоры на суммы, которые в жизни не видели.
Чаще всего подобными делами занимаются мелкие сетевые клиники со стандартным набором услуг - я называю это «медицинским фастфудом». На первичном приеме пациенту сделают обследование и поставят наиболее часто встречающийся коммерческий диагноз. Вероятнее всего, связанный с областью травматологии или неврологии - эти направления ныне особенно прибыльны. Еще могут быть сердечно-сосудистые заболевания, включающие массу диагнозов, предполагающих бесконечное лечение - ненужное и дорогое. В лучшем случае оно безвредно. В худшем - может осложнить ситуацию, так как не рекомендовано к применению. Чтобы снять с себя ответственность, во многих клиниках пациенту подсовывают договор, в котором есть строчка об отказе от лечения по официальным стандартам. Эта уловка позволяет мошенникам побеждать в спорах.
К сожалению, опыта судебных разбирательств по поводу обмана пациентов мало. Медицинские адвокаты берутся за такие дела неохотно, потому что в большинстве случаев это невеликие деньги, да и не очень понятно, с какой стороны к этому подходить. Нужна политическая воля, когда сверху будет дана команда наказывать за подобные ошибки вплоть до возбуждения уголовных дел. Действия по выманиванию у пациента средств на ненужные процедуры должны быть признаны мошенничеством. А учреждения, использующие такие методы, лишены лицензии. Правда, не жду подвижек в этой области, поскольку с бизнеса кормятся и клиники, и их хозяева, и те, кто выдает лицензии. Но в любом случае стоит попытаться оспорить неправомерные действия.
Очень надеюсь, что хотя бы подписание кредитных договоров в клинике признают незаконным. Вряд ли у банка в лицензии есть упоминание о размещении в медучреждении, а у клиники - разрешение проводить подобные банковские операции на своей территории.
Как не дать себя провести
- Самое простое - не обращаться в клиники по рекламе: раз услуги навязывают, значит, они не заслуживают внимания. К слову, та же история с лекарствами - практически все рекламируемые по ТВ препараты бесполезны. Нелишне прочитать отзывы о заведении, в которое вас зазывают.
- Недобросовестные учреждения чаще всего выбирают жертв среди пожилых людей - те привыкли доверять людям в белых халатах. Человека в возрасте лучше не отпускать туда одного.
- Если вы все же оказались в сомнительной клинике, попросите показать копии устава организации и лицензий на те виды услуг, которые она имеет право предоставлять. Если лицензия разрешает лишь «оздоровительную деятельность» - это не медцентр.
- Узнав о предстоящем лечении, не стоит сразу на него соглашаться. Важно получить мнение специалиста не из этой клиники. При этом надо понимать, что если вы пойдете в другое коммерческое медучреждение, вряд ли получите объективное заключение. Можно обратиться к врачу, которому доверяете, или в районную поликлинику.
- Если при оформлении документов что-то не поняли или не разобрали мелкий шрифт, ничего не подписывайте. Заберите бумаги домой и спокойно почитайте. Лучше не подписывать никакие финансовые обязательства, не посоветовавшись с близкими.
- Попросите сразу рассчитать стоимость услуг и прописать их в договоре. Если потребуются дополнительные обследования и лечение, при желании оформите новые документы позже. Пациенту обязаны выдать информацию о результатах всех обследований и список назначений.
- Если есть подозрение, что вам навязывают необязательные процедуры, стоит написать претензию на имя главного врача и потребовать вернуть потраченные деньги. Претензия составляется в произвольной форме - опишите все, чем вы недовольны. Большинство клиник жалобы пациентов удовлетворяют, дабы избежать скандала.
- Сообщить о недобросовестных действиях клиники можно на горячую линию Росздравнадзора по телефону 8-800-550-99-03 или в региональное отделение Минздрава.