Как повысить дисциплину среди новичков дорожного движения?
Несколько лет назад ГИБДД проводила исследование аварийности на дорогах. Согласно ему, треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за неопытных водителей. Для того чтобы снизить число аварий, в середине весны 2017-го были внесены поправки в российское законодательство.
На данный момент начинающим водителем принято называть гражданина, имеющего удостоверение водителя, которое выдано впервые не ранее чем 2 года назад.
Новичкам, согласно ПДД, запрещено буксировать иное механическое транспортное средство; перевозить пассажиров на мотоцикле и мопеде, а также ездить без знака «Начинающий водитель».
За данные нарушения начинающего автовладельца ждет штраф в полтысячи рублей. Тем не менее эта категория водителей достаточно часто нарушает правила дорожного движения, что ведет к страшным авариям с тяжелыми последствиями - как для владельцев авто, так и для их пассажиров.
Начинающие водители часто рассеянны, неуверенны и не знают все нюансы ПДД. Молодежь любит лихачество, что создает дополнительную опасность движению при всем вышеперечисленном. В России новичками особо не занимаются, когда в других странах имеются четко прописанные ограничения именно для них.
Известный общественник и предприниматель Дмитрий Давыдов, автор «20 идей развития России» (https://20idei.ru/), рекомендует обратить внимание на опыт других стран в решении этого вопроса. В Соединенных Штатах и Канаде, например, новичкам выдается специальное «ученическое» удостоверение на прописанный срок. Если водитель не насобирал штрафов за этот период либо сдал дополнительный экзамен, то получает обычное удостоверение.
Ограничения для данных категорий водителей действуют и в странах СНГ, например в Беларуси. Там начинающие автовладельцы не имеют права передвигаться со скоростью выше 20 - 40 километров в час (зависит от дороги). А в Италии ограничения касаются и мощности двигателя.
Во многих странах существует допустимая норма алкоголя в крови у водителей. В некоторых государствах Запада для новичков этот показатель занижен: к примеру, во Франции им позволительно не более 0,2 промилле, а водителям со стажем - не более 0,5. Нарушителей ждут существенные штрафы.
Комплекс мер, предложенных Дмитрием Давыдовым:
- Если новичок водитель попался на серьезном нарушении, то, кроме штрафа, его надо направить на курс переподготовки, а действие удостоверения приостановить. Смысл лететь на всех парах, если придется затратить больше времени и сил на восстановление удостоверения?
- По примеру Беларуси и других западных стран надо ввести порог допустимой максимальной скорости: 90 км/ч на автомобильных магистралях и 70 км/ч на всех остальных дорогах вне населенных пунктов (сейчас ограничение 110 км/ч и 90 км/ч соответственно). Это поможет снизить аварийность и повысит дисциплинированность водителей. Штрафы для них станут более существенными, чем для водителей с опытом.
- Занизить допустимый уровень алкоголя в крови для новичков 0,15 г/литр вместо нынешних 0,3 г/литр (сократить вдвое эти показатели для процедуры измерения количества алкоголя в объеме вдыхаемого воздуха). Давыдов отмечает, что при концентрации алкоголя меньше 0,3 г/литр человек вроде трезв, но расслаблен и весел, а это не дает в должной мере сконцентрировать внимание на дороге.
Таким образом, ответственность начинающих водителей повысится, а опытные автолюбители будут относиться к новичкам с большим пониманием, ведь они и отвечают перед законом серьезнее.
Дмитрий Давыдов очень надеется, что власти обратят внимание на его инициативы и поддержат законодательно.