Дорогие мои «москвичи»: трагическая история самого популярного советского автомобиля

За границей наши машины начали активно покупать после их побед в международных ралли. Фото: Виктора Будана/ТАСС

В ноябре 1930 года в Москве запустили новый автомобильный завод - АЗЛК. Сначала - для сборки американских авто, но позже было решено разрабатывать собственные модели. Конечно, сегодня из наших комфортных современных машин те «москвичонки» кажутся нелепыми. А ведь до конца 1970-х они были вполне конкурентоспособны.

На заводе работали лучшие конструкторы, имелся испытательный трек и опытные полигоны, а новая территория застраивалась в 1967 году по французскому проекту. Расширение позволило увеличить объем производства вдвое.

Сотрудников АЗЛК обеспечивали жильем, лечили в ведомственных поликлиниках, давали путевки в санатории, а детей отправляли в хорошие пионерские лагеря. Ученики окрестных школ получали на заводе профессию и могли неплохо подработать во время каникул. В ДК выступали лучшие артисты и действовали творческие кружки, в спорткомплексе с бассейном, беговыми дорожками, Ледовым дворцом, теннисными кортами и стадионом воспитывали чемпионов. Музей АЗЛК, построенный в виде летающей тарелки, не знал отбоя от посетителей.

«Москва слезам не верит», 1979. Фото: Кадр из фильма

Все рухнуло в 1990-х. Поначалу предприятие еще пыталось выживать и даже разрабатывать новые модели. Но долги росли: государство больше не помогало, а кредит за импортное современное оборудование, взятый в конце 1980-х, приходилось отдавать в валюте уже совсем по другому курсу. В 1996-м собирались создать совместное предприятие с немцами, но Юрий Лужков забрал завод в собственность города: решил пересадить московские власти на новые «москвичи». Переехавший из Еревана Рубен Асатрян, назначенный управляющим, разогнал конструкторов и руководителей всех уровней, поставив на должности своих земляков, ничего не смысливших в автопроме. И за несколько лет окончательно добил завод. Оборудование продали за копейки, а потом оно втридорога ушло за границу.

«Оттепель», 2013. Фото: Кадр из фильма

Почивали на лаврах

Ралли в автобизнесе - не просто азартные гонки, это своего рода реклама. Советские автомобили впервые выступили на международном уровне в 1958 г. Команда на четырех «Москвичах-407» с ходу стала третьей в общем зачете на гонках «1000 озер» в Финляндии.

В 1968-м на ралли Лондон - Сидней (16 тыс. км) советская сборная заняла 4-е место. Это обеспечило «Москвичу-412» славу в западных странах: до 40 процентов авто уходило на экспорт. В сложнейших условиях пробега Лондон - Мехико в 1970-м сошли с дистанции Porsche, Mercedes, Citroën, Peugeot, а три советских «москвича» заняли места со второго по четвертое, взяв надежностью.

В 1971 году гонщики на «Москвичах-412» выиграли золотой кубок, оставив позади BMW, Volkswagen, Volvo и Ford! И вообще в европейских соревнованиях стабильно входили в десятку. Возможно, этот успех сыграл злую шутку: автомобили отлично продавались, в том числе на экспорт, принося валюту. Руководство расслабилось. На Западе же каждая неудача или поломка во время ралли становилась поводом совершенствовать технологии. Вот тамошнее автомобилестроение и шагнуло вперед, на десятки лет обогнав отечественное.

«Забытая мелодия для флейты», 1987. Фото: Кадр из фильма

Крутые тачки

В 1970-1980 годах на экспорт ежегодно отправлялось 300-400 тыс. советских легковых автомобилей. Помимо стран социалистического лагеря (больше всего уходило в ГДР и Чехословакию), их активно покупали Великобритания, Бельгия, Франция, Финляндия и Нидерланды.

Сколько стоил «москвич» (руб./средних зарплат):

«Невероятные приключения итальянцев в России», 1973. Фото: Кадр из фильма

Подарок «запорожцу»

Разработка модели «Москвич-444» велась на основе Fiat-600, авто оснащалось опускающимися стеклами и отражателями на задних фонарях. А потом все чертежи и проектную документацию отдали запорожским автозаводчикам - так появился ЗАЗ-965.


Несбыточные мечты


Кстати


Лучшие из лучших

В ДК АЗЛК зародился детский танцевальный ансамбль «Буратино», ставший знаменитым на весь мир и поставлявший танцоров в лучшие балетные труппы страны. Занимались в нем и будущие актрисы Любовь Зайцева и Елена Захарова. А в спортивных школах олимпийского резерва при АЗЛК начинали свой путь к мировым пьедесталам легкоатлеты Ирина Привалова и Иоланда Чен, пловец Александр Тихонов, фигуристы Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Ирина Слуцкая, Виктория Волчкова.


Тарелка долеталась

Коллекция Музея АЗЛК - 37 серийных моделей и экспериментальных образцов (прототипы, не пошедшие в серию, подлежали утилизации, но энтузиасты их сохранили для потомков). Все были на ходу: ежегодно 9 мая они совершали пробег от цехов до заводского стадиона. После развала завода экспозицию чуть не разворовали, в 2009 году ее подарили городу. Сейчас она временно выставлена на ВДНХ. А ту самую «летающую тарелку» недавно обнесли забором. Вероятно, снесут.

Фото Ивана Макеева/«Комсомольская правда»

Сбор металлолома

Когда «москвичи» еще бегали по улицам российских городов, а запчасти уже несколько лет как не производились, в стране появился новый бизнес: ушлые ребята искали по дворам целые автомобили и снимали с них «под заказ» нужные детали. Стоили они тогда на уровне импортных.


Будущее рядом

В 2005 году в новых цехах на территории бывшего завода запустили производство Renault Logan. Остальные площади стали осваивать лишь в 2010-м, отдав их под особую экономическую зону. Теперь там находится «Технополис «Москва»: несколько высокотехнологичных производств, современные офисы, логистический центр и таможенный пост. Что ж, не самая печальная судьба. Кроме того, продолжают успешно функционировать Дом культуры и спортивные школы олимпийского резерва.


Лента времени