Цены в полтора раза выше: как в России работают магазины, отказавшиеся от товаров в упаковках

В СССР все магазины работали по принципу «ноль отходов»
В СССР все магазины работали по принципу «ноль отходов». Фото Петра Маслова/ТАСС
В советские времена за сметаной нужно было идти с собственной баночкой, крупы и сахар насыпали в бумажные пакеты, а масло заворачивали в пергамент. Похоже, мы потихоньку возвращаемся к этой схеме.

Нынешнее отсутствие индивидуальной упаковки для продуктов объясняется в том числе и тем, что она стала серьезной угрозой для окружающей среды, поскольку делается из пластика. Мало того, все эти коробочки и флакончики добавляют до 50 процентов к стоимости содержимого. Вот и стали появляться по всему миру магазины, где продукты насыпят, а бытовую химию нальют в вашу тару. Покупателей убеждают: так вы экономите, а заодно природу спасаете.

В России первый магазин с продуктами на развес открылся в 2017-м в Петрозаводске. Сейчас они есть и в других городах. В специальных контейнерах с дозаторами – макароны, крупы, бобовые, орехи, сухофрукты, чай и кофе. Есть моющие средства, твердое мыло и зубной порошок на развес, разнообразные экологические товары: многоразовые бахилы, прокладки и подгузники, диски для снятия макияжа, биоразлагаемые ватные палочки на деревянной основе.

«Точки
Точки по розливу бытовой химии можно найти в крупном ТЦ или прикассовой зоне супермаркета. Фото: соцсети

Вот только отсутствие упаковки в подобных магазинах никак не сказывается на цене. Скажем, кило макаронных изделий без упаковки – от 200 руб. (в ближайшем супермаркете фасованные – 70–90 руб.), кусочек мыла – от 150 руб. (обычное – 30–50 руб.), а одна тканевая прокладка тянет на 480 руб. (пачка одноразовых – 160 руб./10 шт.), так ее еще и стирать надо!

Так что подобные магазины у нас – этакие клубные заведения для модных обеспеченных людей, осознанно выбравших жизнь в стиле «ноль отходов». А вот на Западе торговлей без упаковки занимаются дискаунтеры, и покупать в таких магазинах действительно выгодно.

«Под
Под видом заботы об экологии женщинам предлагают снова стирать подгузники и прокладки да еще платить за них бешеные деньги. Фото: соцсети

Другое дело – бытовая химия и средства гигиены на разлив. Есть средства экономсегмента из дешевого сырья – они обходятся вообще в копейки, а также гипоаллергенная экологическая продукция – она дороже, но действительно приличного качества.

– Люди присматриваются, часть относится с недоверием, часть – с интересом. Если подходит мужчина, то в 70 процентах случаев спросит, какие напитки мы продаем – думают, что пиво или вино, – смеется владелица точки по продаже экомоющих средств на розлив Арина Лопатина. – В качестве товара мы уверены, всем сами пользуемся, расскажем, как лучше применять, поможем выбрать аромат – такого сервиса в супермаркетах нет. Почти все, кто решился на первую покупку, возвращаются снова со своей посудой. Но, к сожалению, большинство наших потенциальных покупателей приобретают средства «из рекламы» годами и ничего не хотят менять.


Продавец не соврет

На действительно экологическую продукцию обязательно есть сертификаты, каталоги, паспорта качества. Если по документам средство содержит не просто поверхностно-активные вещества (ПАВ), а кокосовые или тростниковые, не абстрактные «ароматизаторы», а натуральные эфирные масла – скорее всего, так и есть. А вот состав «ПАВ, отдушка, консервант» указывает на продукт нефтеперегонки, особенно если продавец затрудняется уточнить, какого происхождения компоненты.

Что в нашем мусорном ведре? 

Что в нашем мусорном ведре?

  1. Пищевые отходы – 24%.
  2. Бумага, картон, подлежащие переработке, – 21%.
  3. Пластик – 17%.
  4. Стекло – 13%.
  5. Металл – 11%.
  6. Прочее (текстиль, дерево и др.) – 14%.





Яйцо не простое, а золотое
Китайцы забивают российский рынок дешевой, напичканной гормонами черной икрой