Цены в полтора раза выше: как в России работают магазины, отказавшиеся от товаров в упаковках
Нынешнее отсутствие индивидуальной упаковки для продуктов объясняется в том числе и тем, что она стала серьезной угрозой для окружающей среды, поскольку делается из пластика. Мало того, все эти коробочки и флакончики добавляют до 50 процентов к стоимости содержимого. Вот и стали появляться по всему миру магазины, где продукты насыпят, а бытовую химию нальют в вашу тару. Покупателей убеждают: так вы экономите, а заодно природу спасаете.
В России первый магазин с продуктами на развес открылся в 2017-м в Петрозаводске. Сейчас они есть и в других городах. В специальных контейнерах с дозаторами – макароны, крупы, бобовые, орехи, сухофрукты, чай и кофе. Есть моющие средства, твердое мыло и зубной порошок на развес, разнообразные экологические товары: многоразовые бахилы, прокладки и подгузники, диски для снятия макияжа, биоразлагаемые ватные палочки на деревянной основе.
Вот только отсутствие упаковки в подобных магазинах никак не сказывается на цене. Скажем, кило макаронных изделий без упаковки – от 200 руб. (в ближайшем супермаркете фасованные – 70–90 руб.), кусочек мыла – от 150 руб. (обычное – 30–50 руб.), а одна тканевая прокладка тянет на 480 руб. (пачка одноразовых – 160 руб./10 шт.), так ее еще и стирать надо!
Так что подобные магазины у нас – этакие клубные заведения для модных обеспеченных людей, осознанно выбравших жизнь в стиле «ноль отходов». А вот на Западе торговлей без упаковки занимаются дискаунтеры, и покупать в таких магазинах действительно выгодно.
Другое дело – бытовая химия и средства гигиены на разлив. Есть средства экономсегмента из дешевого сырья – они обходятся вообще в копейки, а также гипоаллергенная экологическая продукция – она дороже, но действительно приличного качества.
– Люди присматриваются, часть относится с недоверием, часть – с интересом. Если подходит мужчина, то в 70 процентах случаев спросит, какие напитки мы продаем – думают, что пиво или вино, – смеется владелица точки по продаже экомоющих средств на розлив Арина Лопатина. – В качестве товара мы уверены, всем сами пользуемся, расскажем, как лучше применять, поможем выбрать аромат – такого сервиса в супермаркетах нет. Почти все, кто решился на первую покупку, возвращаются снова со своей посудой. Но, к сожалению, большинство наших потенциальных покупателей приобретают средства «из рекламы» годами и ничего не хотят менять.
Продавец не соврет
На действительно экологическую продукцию обязательно есть сертификаты, каталоги, паспорта качества. Если по документам средство содержит не просто поверхностно-активные вещества (ПАВ), а кокосовые или тростниковые, не абстрактные «ароматизаторы», а натуральные эфирные масла – скорее всего, так и есть. А вот состав «ПАВ, отдушка, консервант» указывает на продукт нефтеперегонки, особенно если продавец затрудняется уточнить, какого происхождения компоненты.
Что в нашем мусорном ведре?
- Пищевые отходы – 24%.
- Бумага, картон, подлежащие переработке, – 21%.
- Пластик – 17%.
- Стекло – 13%.
- Металл – 11%.
- Прочее (текстиль, дерево и др.) – 14%.