В деревне с библейским названием случился демографический взрыв
%фото.право%
Дорога на Содом - ровная и широкая, как немецкий автобан. С обычными деревенскими колдобинами ну никак не вяжется.
- Что, нравится трасса? - спрашивает директор местного хозяйства, а по совместительству глава районного сельхозуправления Петр Бутунин. - Наша Большесодомская артель асфальтирование финансировала. Это только на карте один Содом обозначен. А так, почитай, три села у нас: центральная усадьба Содом, Хмелевка - Малый Содом и Ханеневка. Последнюю один шутник из районной администрации лет десять назад на совещании “Гоморроем” обозвал, да так в народе название и закрепилось. Все села вместе - это Большой Содом в восемьсот человек жителей.
Мы проезжаем мимо недавно убранных полей. Урожай в этом году был небывалый.
- Мое хозяйство - одно из лучших в Саратовской губернии, - гордо продолжает Петр Алексеевич. - Клочка земли нет заброшенного, хоть и работаем на тракторах и комбайнах, выпущенных еще во времена застоя. Хороший нынче прирост скота: в артели - 1200 коров, 1000 овец, 800 свиней. Каждая 50-я свинья области - содомская.
От райцентра до Содома - тридцать с небольшим километров. Дальше дороги нет - тупик. Непроходимые леса и болота. Вот и получается, что живут содомчане на отшибе. Пока по всей стране шло разгосударствление собственности, в Содоме на сходе жителей решили продолжать строительство светлого коммунистического будущего. И обязались выполнить обещание генсека Горбачева - выделить к 2000 году каждой семье по отдельной квартире.
- Приватизации как таковой у нас не было. Обошла, проклятая, стороной, -продолжает Бутунин. - Все содомчане живут в просторных домах сельхозартели. Сколько сейчас в городе квартплата? Рублей четыреста - пятьсот. А в Содоме и полтинника нет. Раз в неделю для всех жителей бесплатная баня. Бесплатный хлеб в продмаге. В школе и садике бесплатное питание. Старикам помогаем: бесплатно вспашем огород, корма для скотины привезем. Одно плохо - зарплата маленькая. Рублей по 700-800 в месяц выходит. Но когда все есть, это ли беда!
Но больше всего в коммунистическом настоящем меня поразил тот факт, что несколько раз в году все три содомских села в полном составе выезжают на шашлыки в лес. Как вы уже догадались, на халяву. Может, бросить все и махнуть в Содом?
%фото.лево%
ПЕДЕРАСТОВ ЗАБИЛИ ПАЛКАМИ
Говорят, в стародавние времена село называлось Покровское - в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. И было даже уездным центром. Люди там жили благочестивые и глубоко верующие. Но в середине позапрошлого столетия приехали в Покровское два молодых барина. И началось. Ни один день не проходил без скандала, драки или попойки. Вслед за господами развратились и крестьяне. Началось повальное пьянство. И сколько ни уговаривал местный священник односельчан одуматься, все без толку. Разозлившись, пришел он однажды к барьям и молвил: - “Не достойны вы носить имя Покрова. С этого дня за грехи ваши будете называться Содомом”, - с этими словами покинул батюшка гадкое место.
Так гласит легенда. Правда, кое-кто из старожилов утверждает, что было все совсем не так. Что не дрались и не ругались помещики, а напротив жили очень дружно и даже любили друг друга. Не совсем понятной православным людям любовью двух здоровых мужиков.
После революции барьев-педерастов забили палками, а во главе содомчан встал большевик с 1905 года Василий Попов. Руководить ему довелось недолго. В гражданскую в Содом пришла банда Антонова. Расстреляли красного председателя. Потом была коллективизация. Крестьян Содома и соседних деревень объединили в один колхоз - Большесодомский имени Кирова, который благополучно просуществовал до конца перестройки.
Историю села мне рассказали в школе. К слову, учебное заведение в Содоме необычное.
- У нас объединены школа и детский садик. - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Опольцева. - Немного необычно, но себя полностью оправдывает: 92 процента наших выпускников поступают в вузы. И это при том, что у нас нет ни одного компьютера!
Сейчас в Содоме вовсю идет строительство новой школы - с бассейном и спортзалом. Через пять лет число учеников увеличится в два раза. В Содоме в разгаре демографический взрыв.
- Рождаемость у нас очень высокая, - говорит глава поселковой администрации Светлана Спиридонова. - Работа в деревне есть. Потому и молодежь не в город едет, а здесь остается. Женятся, размножаются. Рождаемость превышает смертность почти в три раза. В этом году - пять покойников и аж тринадцать младенцев.
%фото.право%
БАБЫ СЛОМАЛИ САМОГОННЫЙ АГРЕГАТ
Местные балагуры называют демографический бум ответом мающихся от безделья зимними вечерами мужиков на событие пятилетней давности. Тогда в Содоме разразился “бабий антиалкогольный бунт”. Надоело женщинам, что их мужья частенько возвращаются домой поддатые, да и сломали они единственный на всю округу самогонный агрегат. Благо, женщины в Содоме - это власть. За последние 20 лет все председатели сельсовета - представительницы прекрасного пола.
- Сейчас у нас самогон никто не варит, - говорит Спиридонова. - А с остатками пьянства мы боремся. На комиссию вызываем. Если надо, женсовет подключаем, ветеранов. Разве это много - два пьяницы на три села? Без них и не интересно.
Накануне моего приезда в Содом на одного алкоголика там стало меньше. Дядя Ваня Васин малость перепил денатурата и отдал Богу душу. Полуразложившийся труп нашли километрах в трех от Содома в канаве.
- А ведь неплохой мужик был, работящий. Но запил, один-одинешенек остался. Так и пил, пропивая все, что в доме было, - сетуют собравшиеся на похороны соседки.
Трагическая гибель дяди Вани - самое обсуждаемое событие в Содоме. По популярности среди деревенских сплетниц оно переплюнуло даже недавнее ЧП на ферме, когда кто-то упер трех лошадей. В этом году это четвертое (и, надо заметить, самое крупное) преступление в селе - пока единственное нераскрытое.
- Чужаки это. Наши такими вещами не занимаются. Здесь же все на виду, - уверен содомский участковый.
- А посерьезней преступления бывают? Убийства там или изнасилования? - интересуюсь у стража порядка.
- Кого ж тут насиловать? У нас сами дадут, - искренне удивляется он.
БАТЮШКУ ВОГНАЛИ В КРАСКУ
За советом и просто утешением в Содоме идут к бабе Зине Борисовой, первой активистке всех праздников и народной целительнице.
- Какая я лекарша? Это Бог лечит, а не я. А что правда, то правда: помогаю всем, кто приходит. Молитвы читаю, заговоры, - рассказывает старушка. - В Содоме живу пятнадцатый год. С тех пор как замуж вышла. Во сколько вышла? А в шестьдесят, милок. Супругу моему, Валерию Иванычу, тогда восьмой десяток пошел. Двенадцать лет мы прожили душа в душу. Сейчас вот одна осталась. Пенсия маленькая - 860 рублей. Всю жизнь за нее на ферме горбатилась.
Давняя мечта бабы Зины - чтобы в селе появилась своя церковь. А то приходится местным старушкам-богомолкам ездить за полсотни километров в Алексеевку.
- Там батюшка недавно новый появился - отец Василий из Вольска, - улыбается Борисова. - Когда впервые название Содом услышал, аж покраснел. А потом спрашивает: “А что у вас там пьянство и разврат процветают?” Пришлось объяснять, что народ у нас дружный, хороший, трудолюбивый.
…На прощание меня пригласили приехать еще раз на 9 Мая. В этот день возле памятника защитникам Отечества проходит митинг. В ряд выстраиваются содомские ветераны войны - все три человека. За неделю до Дня Победы происходит знаменательнейшее событие: зажигают обычно отключенный в целях экономии Вечный огонь.
%фото.лево%
ПРОКЛЯТАЯ ГОРКА
Из Содома в райцентр меня вез на колхозной “Волге” водитель Юра. За разговорами о житье-бытье он поведал мне удивительную мистическую историю.
- Каждый год в конце марта - начале апреля наш Содом отрезает от всего мира. Начинаются сильнейшие снегопады. Метели жуткие - это при том, что в соседних селах уже последний снег с полей сходит и лужи на улицах. И единственную дорогу на большую землю покрывает слой снега метра в полтора. Если кому уехать надо, путь пробивают специальной техникой. У нас в этом году у одной дочка-студентка приезжала из Саратова, да так и застряла на три недели. Возвращается в город, ее тут же в деканат вызывают. Рассказала, как все было. На смех подняли! Говорят: могла бы получше придумать. Где это видано: зима посреди весны!..
Тем временем въезжаем на горку. Начинается сильный ветер. По трассе как сумасшедшие несутся желтые листья.
- Это Черная горка. Сегодня здесь еще ничего - спокойно. А порой так песок несет! Нигде ветра нет, а тут ураган. Машину может в кювет опрокинуть! Если видишь, что такое дело, лучше сразу назад вернуться. Всего-то километр проехать - а ведь не проскочишь. Проклятое место. Все у нас не как у людей! В Содоме даже огурцы на две недели раньше созревают, чем в округе.
Юрий ненадолго умолкает. А потом глубокомысленно изрекает:
- Знаешь, а вообще мы своим селом гордимся. Одно оно на всю Россию такое.
ГНЕВ ГОСПОДНИЙ
Четыре города Древней Палестины - Содом, Гоморра, Адма и Севоим - были уничтожены с лица земли огнем с неба. Гнев Господний был вызван нечестием и отвратительными грехами их жителей. Бог объявил Аврааму, что Содом будет уничтожен. Авраам начал молиться за грешников, и Господь обещал ему, что не истребит город, если там найдется хотя бы десять праведников. Но оказался в городе лишь один праведный человек - Лот. Его с женой и двумя дочерьми предупредили о предстоящем ангелы Господни, посланные на землю в человеческом обличье. Лот с дочерьми спасся, а вот его жена, не послушав наказа идти вперед без оглядки, обернулась и превратилась в соляной столб.
Предполагают, что эти уничтоженные города находились на месте южной части Мертвого моря. Выражение “содом и гоморра” употребляются до сих пор для определения разврата, включая и грех мужеложства, из-за которого в первую очередь Бог так сильно разгневался.
“Библейская история Ветхого Завета” А.П. Лопухина