Бежавший из афганского плена на Ил-76 летчик Владимир Шарпатов рассказал, как все было на самом деле

Владимир Шарпатов
Владимир Шарпатов. Фото: Антон Овчинников/ITAR-TASS
Движение «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) уже захватило весь Афганистан. Накануне корреспондент «ЭГ» побеседовал с человеком, который знает этих мусульманских фанатиков не понаслышке.

25 лет назад командир российского самолета Ил-76 Владимир Шарпатов, который вместе с экипажем год провел в талибском плену, совершил дерзкий побег - угнал захваченный боевиками лайнер. Он рассказал о своей жизни, ранее не публиковавшихся обстоятельствах плена и поделился своим прогнозом развития отношений с талибским Афганистаном.

Мечтал о небе с трех лет

- Помню, как во время войны приземлилась «пешка» - самолет Пе-2, - рассказывает Владимир Шарпатов. - Не знаю, что там стряслось, а только сели они прямо на поле. Все побежали смотреть, потому что даже такой «кукурузник» мало кто тогда видел, тем более в глубинке. Самолет хрупкий, фанерный, пилот всех отгонял. А когда подошли мы с матерью - мне три года было, - то, видно, ему мать моя понравилась: дал и закрылки потрогать, и в кабине посидеть, и штурвал покрутить. Я все запомнил и с тех пор всем говорил: «Буду летчиком».

Небо и манило, и хранило мальчика. Он вырос ершистым, больше похожим на персонажа Владимира Машкова в «Кандагаре», чем на «себя», сыгранного Александром Балуевым.

- Я Балуеву говорю: «Что это у тебя командир как из ваты сделанный?» - вспоминает премьеру фильма пилот. - Тот пожал плечами - режиссер так задачу поставил…

Экипаж Ил-76 в фильме «Кандагар
Экипаж Ил-76 в фильме «Кандагар» - режиссер Кавун не только придумал «ватного» командира, но и заставил штурмана постоянно говорить по-украински. Фото: Кадр из фильма

Не таким был командир, который спорил с начальством, заступаясь за пилотов из авиаотряда, и понимал, что рискует больше никогда не взлететь. И когда не захотел бежать из плена без оставшихся в заложниках ребят.

Шарпатов учился хорошо, был физически крепким - «с пятого класса каждый день ледяной водой обливался». И легко поступил в Казанское военно-авиационное училище. Но училище попало под хрущевское сокращение ВВС. Владимир не сдался. Поступил в Казанский авиационный институт, а на третьем курсе - еще и в Краснокутское училище гражданской авиации. Так и получил два высших авиационных образования. Всю жизнь разрывался между желанием строить самолеты и летать на них. Стремление летать оказалось сильнее. В 1965 году по распределению попал в Тюмень, в аэропорт Плеханово, на внутренние и международные маршруты.

34 т патронов

Рейс Ил-76 Тирана (Албания) - Кабул (Афганистан) 2 августа 1995 года был не с гуманитарным грузом, что опытный командир хорошо понимал. 34 т патронов калибра 7,62 мм, да еще пара ящиков со снарядами. Шарпатов обиделся на режиссера «Кандагара» за то, что его «кинодвойника» Карпатова выставят идиотом: в сцене, где командир корабля над вскрытыми «цинками» с патронами под хохот бородатых басмачей твердит, мол, это «гуманитарный груз». Впрочем, перевозка была законной и делалась для законного правительства.

Самолет, как сейчас думает Владимир Ильич, вычислили заранее и вели. Но тогда появление на высоте 8200 метров афганского МиГ-21 было неожиданным. Пилот истребителя в эфире поздоровался с Шарпатовым и на чистом русском языке приказал садиться в Кандагаре, занятом «Талибаном» (организация запрещена в России - прим.ред.), «для досмотра». Внизу российский командир увидел второй, готовящийся к взлету, афганский МиГ. Обошлось без стрельбы - все понимали ситуацию.

Экипаж Ил-76 в плену
В плену командир решил не брить бороду, чтобы показать уважение к афганским обычаям, но экипаж его не поддержал. Фото из личного архива Владимира Шарпатова

- Садимся, а там огромная толпа, - вспоминает Владимир Ильич. - Словно нас уже ждали. Первое, что пришло в голову - вырвать из бортового журнала записи о предыдущих полетах, иначе убьют. Впоследствии выяснилось, что штурман спрятал полетные задания - боялся, что за работу не заплатят. Но талибы, конечно, сразу к грузу - ящики выгружают, открывают. Те, со снарядами, одними из первых попались, так что и отпираться было бесполезно.

Альбом с фотографиями родных, где были также фото албанских и афганских офицеров, Шарпатов тоже спрятал в самолете - за обшивку. Не хотел, чтобы альбом попал в руки талибов. Найти его после побега не смог, но до сих пор надеется.

Первые сутки после приземления членов экипажа не выпускали из самолета, вторую ночь они провели под открытым небом на аэродроме. Потом летчиков перевели в небольшие хозяйственные пристройки какой-то гостиницы Кандагара. Вооруженная охрана - круглосуточно.

Для Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, бортинженера Асхата Аббязова, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова, штурмана Александра Здора, бортрадиста Юрия Вшивцева потянулись бесконечные дни. Всего их было 378 - без нормальной одежды, обуви, жилья. Кормили недоваренным рисом, часто с кусочками крысиного помета, реже - картошкой с обрезками баранины. Воды не хватало. Из-за антисанитарии и недоедания пленники часто болели. Шарпатов заработал язву желудка и перенес желтуху.

«Президент
Президент Афганистана Ашраф Гани обещал, что не бросит свой народ, но уже удрал из страны. Фото: Globallookpress.com/© CNP/AdMedia

Одноглазый мулла

Владимира Ильича водили на допрос к главе «Талибана» (организация запрещена в России - прим.ред.), одноглазому мулле Омару. Тот посулил экипажу шариатский суд и смертную казнь. Талибы давили, предлагали сменить веру, поступить к ним на службу. Из России на пятый день в Кандагар прибыла официальная делегация Татарстана, потом несколько раз приезжали представители МИД и Посольства РФ в Пакистане.

За летчиков талибам предлагали КамАЗы, запчасти для вертолетов, $2 млн наличными. Просили похлопотать власти Саудовской Аравии и Пакистана, функционеров Совета Безопасности ООН. Безрезультатно. Душманы сами не знали, чего хотят. Сначала настаивали на прекращении Россией поддержки кабульского правительства, потом говорили о пленных, якобы находящихся в российских тюрьмах. Их настроения тоже менялись постоянно.

- Наш самый страшный день в плену - когда однажды ночью охранники разбудили нас и загнали в автобус, - рассказывает командир. - Я решил, что везут на расстрел. Но оказалось, что нас хотели перепрятать, так как войска «Северного альянса» наступали на Кандагар якобы для того, чтобы отбить нас.

Как только талибы терпели поражение, возле забора собиралась толпа и начинала требовать смертной казни «русских кафиров». Иногда в тюрьму, как в зверинец, заходили поглазеть местные жители. В том числе - искалеченные дети, подорвавшиеся на советских минах. А один раз пришел очень странный гость.

- Он был в красно-белом платке, который носят только в Саудовской Аравии, - запомнил Шарпатов. - Сначала через переводчика расспрашивал, потом заговорил на английском - про то, что они, исламисты, обязательно придут и к нам. Рост небольшой, телосложение щуплое, одежда как у саудита - я ведь не раз туда летал. Я смотрел на него и понял, что это Усама бен Ладен. И тут он подходит ко мне и давай ногтем в ребра тыкать, а глаза злые.

Силы пленников были на исходе. В довершение ко всему экипаж перессорился. Владимир записал в дневнике: «Нервы натянуты так, что можно играть, как на балалайке. Жизнь словно бросила меня в банку со скорпионами».

Командиру еле удалось остановить распад коллектива, предложив побег. Работа объединила. Летчики объяснили начальникам охранников, что Ил-76 требует постоянного ухода. Талибы хотели продать лайнер и потому согласились допустить экипаж к самолету. Сначала парами-тройками, а потом всех вместе.

Самолет стоял в аэропорту Кандагара заправленным. За несколько месяцев пилоты приучили талибов и охрану аэродрома к тому, что находятся рядом с ним. Афганцы разрешали запускать двигатели и даже делать пробежки по взлетной полосе, уверенные, что пленники не осмелятся угнать воздушное судно с вооруженными бандитами на борту.

Летчики определили места базирования истребителей и даже вычислили, сколько времени понадобится, чтобы поднять их в воздух. Прикинули, что МиГи догонят Ил только через 15 - 20 мин после взлета, а топлива у истребителей всего на 40 мин. Через навещавшего пленников представителя казанской авиакомпании удалось узнать пароли для пересечения границ Ирана и ОАЭ - лететь через Иран в обход Пакистана было не так рискованно, как на север. 16 августа 1996 года, в пятницу (мусульманский выходной), дождавшись, пока почти вся охрана ушла на молитву, экипаж запустил двигатели и вырулил на взлетную полосу. Охранников на борту разоружили и связали.

Заподозрив неладное, душманы бросились на машинах наперерез самолету. Проскочить и взлететь, не въехав на минное поле, Илу удалось чудом. Чтобы скрыться от талибских ПВО, летели на предельно низкой высоте (50 м) без связи с наземными службами.

- Побег наш проходил сложнее, чем в фильме, - вспоминает командир. -Автоматчиков едва разоружили. Потом чуть не попали в песчаный смерч, за нами гнался и почти догнал истребитель. А тут еще сам самолет «вступил в заговор» с талибами, начал барахлить: отказал руль высоты. Пришлось включить резервное положение, так на резерве и долетели.

Через 2 часа самолет приземлился в Шардже (ОАЭ), где Шарпатова приняли за талиба из-за выросшей в плену длинной бороды.

За проявленный героизм президент Борис Ельцин присвоил Владимиру и второму пилоту, Газинуру Хайруллину, звания Героев России. Штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, ведущих инженеров Сергея Бутузова, Виктора Рязанова и бортрадиста Юрия Вшивцева наградили орденами Мужества.

За четверть века побег летчиков из Афганистана оброс множеством легенд. Шарпатова особенно раздражает байка о том, что коридор для побега им якобы обеспечил Виктор Бут, ныне отбывающий срок в американской тюрьме. Этот торговец оружием, скорее всего, имел отношение не к побегу, а к пленению Ила-76 - есть информация, что лайнер был зафрахтован компанией Бута. Главарь «Северного альянса» Ахмад Шах Масуд хвастался, что вооружение и боеприпасы ему поставляет «русская мафия».

Владимир Ильич внимательно следит за новостями.

- Талибы - религиозные изуверы, загнавшие в Средневековье целую страну, - считает пилот. - Они мне говорили, что как только разобьют северян и всех прочих, пойдут дальше: «или Узбекистан и Таджикистан сами придут к нам. А потом мы вместе пойдем против других неверных». Наверное, без войны не обойдемся. Они придут…

Ил же до сих пор в строю - он поступил на линию только в 1995 году, а век у самолетов долог.


Движение «Талибан» - запрещенная в России террористическая организация.






Афганцы мечтают вернуть русских
Ветеран ПГУ КГБ СССР полковник Валерий Шнякин: Маккейна сломали во Вьетнаме