Нужно ли вернуть смертную казнь?

Нужно ли вернуть смертную казнь в России. Фото: Legion-media.ru

25 лет назад, 2 августа 1996 года, в Бутырской тюрьме раздался выстрел, отправивший на тот свет Сергея Головкина. Он стал последним преступником, казненным в России. В 1997 году мы присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Теперь смертные приговоры даже по самым тяжелым статьям не выносятся.

Справедливо ли оставлять жизнь тому, кто отнял ее со звериной жестокостью у другого человека - часто ребенка или беспомощной женщины? Да, преступники получают пожизненный срок, но они существуют на этом свете - в отличие от тех, кого уже не вернуть. Да еще живут практически на всем готовом - стараниями честных налогоплательщиков.

Маньяки под защитой

Головкина подозревали в 40 изнасилованиях и убийствах мальчиков на территории Московской области. Доказали только 11. Маньяка задержали 19 октября 1992 года. Четырьмя днями раньше Ростовский областной суд вынес смертный приговор Андрею Чикатило - за 53 доказанных убийства. Почерк душегубов во многом был схож. Но жертвами Чикатило становились женщины, девочки и мальчики. Удав же, как прозвали Головкина сыскари, нападал только на мальчишек. Насиловал, убивал, глумился над трупами. Кровавый счет он открыл в 1986-м. Подбирал на дорогах голосующих подростков, заманивал в бункер…

Удава задержали после того, как он растерзал в подземном каземате сразу троих подростков. Кто-то из местных вспомнил: ребят подвозил на своей машине работник конезавода «дядя Сережа Головкин».19 декабря 1994 года прозвучал расстрельный приговор. Затянись процедура еще на несколько недель, Головкин избежал бы смерти. Вовсю готовился ельцинский указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

Галявиев - возомнивший себя богом стрелок из Казани - признан невменяемым, его будут лечить. Фото: Globallookpress.com

Знать монстра в лицо

Представим, что нелюдь по-прежнему коптит небо. Легче сознавать себя цивилизованным, полным гуманистических идей обществом? А как себя чувствует, например, мама изнасилованной и убитой в Саратове 9-летней девочки, с которой расправился 35-летний урод Михаил Туватин? Беда случилась в октябре 2019 года. До этого он шесть раз был судим - в том числе за надругательство над девочкой из той же школы, где училась погибшая.

После трагедии в Саратове доля сторонников смертной казни в России увеличилась до 49 процентов. В опросе, проведенном Госдумой в Интернете, за возращение высшей меры наказания высказались даже 78,3 процента. Мама погибшей девочки предложила ввести открытый реестр сексуальных преступников.

- Мы должны быть в полной уверенности, что «дядя Вася» из соседней квартиры не является такой личностью, - сказала она.

Расстрел гимназии в Казани, устроенный 19-летним Ильназом Галявиевым, снова заставил говорить об отмене моратория на смертную казнь.

- Ситуация зашла так далеко, что мы обязаны подумать о том, чтобы отсечь негодную плоть, - заявил первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин.

Его поддержал лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, предложив вернуть смертную казнь за убийство детей. Однако председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас объяснил, что Россия не может отменить мораторий: на это есть решение Конституционного суда РФ, и каждый человек имеет устойчивые гарантии не быть казненным. Вернуть высшую меру можно путем всенародного референдума, говорит бывший зампредседателя Конституционного суда РФ Тамара Морщакова.

Депутат Затулин не намерен щадить маньяков и изуверов. Фото: Архив «КП»

Преступление и наказание


В медвежьей шкуре

Смертную казнь на Руси законодательно ввели при Иоанне Грозном. В «Судебнике» 1550 года варианты умерщвления допускали изрядное разнообразие.


Только цифра