В 2021 году власти Москвы спустят на упоминания себя любимых в СМИ 13 млрд руб.! Во время пандемии деньги не считают вовсе, руководствуясь принципом «война все спишет». В городе заключаются многомиллионные рекламные контракты, при этом их эффективность под большим вопросом.
Если перевести эти траты на бюджеты регионов, получается, что на пиар мэрия столицы тратит около Еврейской автономной области (11,8 млрд руб.) и подбирается к тому, чтобы догнать Республику Калмыкия (16,3 млрд руб.). Карманные районные газеты превозносят каждый чих мэра Москвы и других руководителей городских служб.
Из ящика - в мусорку
У спонсируемой мэрией газеты «За калужской заставой» ЮЗАО каждый пост в социальных сетях набирает менее сотни просмотров. Повезет, если увидишь 2 - 3 лайка. В то время как районная группа, созданная жителями одних Черемушек (входит в ЮЗАО), превосходит по этим показателям газету в сотни раз.
Каждое подобное издание сегодня пестрит рекламой вакцинации. Вот только достигает ли она цели? Если копаться в статистике сайта газеты «Юго-восточный курьер» (ЮВАО), видишь странное - посещение около 1,5 тыс. человек в день. А среднее время пребывания на сайте - несколько секунд. Печатные же экземпляры постигает печальная участь - ими заполнены урны рядом с почтовыми ящиками. Действительно ли жители Москвы должны из своих налогов содержать такие бросовые информационные каналы?
Реклама везде
Нескончаемый рекламный поток льется на москвичей постоянно. Билборды, растяжки, афиши на автобусных остановках, экраны в метро, информационные щиты, листовки… Эксперты компании Mediascope оценивают затраты на подобные акции в 100 - 200 млн руб. в месяц. Однако она же может привести к эффекту, известному маркетологам как «рекламная слепота» - люди подсознательно исключают подобный визуальный мусор из своего внимания.
Пандемия все спишет
Глобальная эпидемия стала для некоторых предпринимателей золотой жилой. Когда угрозу оценили по достоинству, болезнь пытались вылечить деньгами. Миллиардер Арас Агаларов великодушно передал свой торговый комплекс «Крокус Экспо» под госпиталь, получая ежемесячно за аренду более 50 млн руб. Притом что в Москве так и остались стоять пустыми больницы, законсервированные во время «оптимизации». Но что интереснее, Агаларов вскоре получил дополнительно более 1 млрд госконтрактов, без каких-либо тендеров и конкурсов.
Аттракцион щедрости
Осенью 2020 года Сергей Собянин отчитался, что на борьбу с пандемией Москва потратила почти 300 млрд руб. Однако практически все эксперты считают, что рекламная кампания вакцинации провалилась и обернулась новыми тратами. Теперь людей в медицинские кабинеты загоняют сразу и кнутом, и пряником.
Кнут - QR-код, без которого нельзя пойти в кафе или на концерт. Пряник - разнообразные розыгрыши. Программа стимулирования вакцинации - это лотерея, в которой на первом этапе разыгрывают 20 автомобилей (стоимость каждого - 1 млн руб.). А каждому москвичу старше 60 лет обещан подарочный сертификат на 1 тыс. руб. Вроде бы мелочь, но умножьте на 850 тыс. жителей подходящего возраста и поймете, что 20 млн на авто - копейки. Стоит ли пояснять, что контракты на такие «подарки» уже заключены и оплачены из бюджета.
Бургер для Собянина
Колоссальные траты на облизывание себя иногда могут развеселить. 7 сентября 2019 года, накануне Дня города, рэперы Тимати и Гуф выпустили клип «Москва». В нем они обещали «хлопнуть бургер за здоровье Собянина». За два дня видео набрало больше 1 млн дизлайков на YouTube и было удалено авторами.
- Я ни копейки не получил с этого, клянусь, - оправдывался перед фанатами Гуф. - Не знаю, получил ли Тиман что-нибудь с этого. Развели меня, подставили.