Нападение шимпанзе-насильника и работа «навигатором» для дедушки: как жилось внучке академика Павлова
Мария Владимировна жила в Москве и работала врачом-психиатром. О родстве с великим ученым не распространялась, считала это неприличным. Но в беседе с корреспондентом «Экспресс газеты» с удовольствием ударилась в воспоминания.
Марии было шесть лет, когда ее деда не стало. Так что в памяти закрепились лишь яркие эпизоды. Вот их ленинградская квартира и дедушка, после обеда поедающий десятками «барбариски», а из фантиков складывающий петушков на забаву внукам. А вот они едут по улицам научного городка в Колтушах, маленькая Маша сидит у Ивана Петровича на коленях, завороженно изучая тяжелый набалдашник его трости.
– Я работала «навигатором» у дедушки. У меня была хорошая память, и дедушке очень нравилось, что я, маленькая девочка, помню названия всех улиц, которые мы проезжали, – делилась Соколова с корреспондентом «Экспресс газеты».
Там же, в Колтушах случился эпизод, до смерти перепугавший девочку. Опыты Павлов проводил не только с собаками, но и с шимпанзе. Один из них – Рафаэль, очень умный, умевший грести палкой вместо весла на плоту и понимавший, что огонь нужно залить водой, – периодически впадал в бешенство. Так в нем взыгрывал мужской инстинкт.
– Бывало, что Рафаэль вырывался на свободу, и тогда по всему городку объявляли: «Рафаэль на свободе», а люди прятались по домам. Его боялись страшно. В один из таких моментов я не успела спрятаться, и Рафаэль чуть было не набросился на меня. К счастью, его отвлекла моя воспитательница. Она крикнула мне: «Беги!» Я спряталась и видела, как Рафаэль повалил воспитательницу, ударил так, что выбил ей зубы. К счастью, изнасиловать ее он не успел... – вспоминала Мария Владимировна.
«Экспресс газета» выражает соболезнования близким и родным Марии Владимировны Соколовой.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов