В первом браке у Аркадия Высоцкого – старшего сына Владимира Семеновича – родилось двое детей, Наталья и Владимир. В 1996 году вместе с матерью они уехали в США. Там Наталья приняла иудаизм и поменяла имя на Нааму. Позже она вышла замуж за ортодоксального еврея Шломо Теплицки и родила семерых детей.
К иудейской вере Наталья шла долго. Одно время даже интересовалась исламом. Но в 2006 году приехала в Москву (отец предложил ей пожить у него) и стала ходить в синагогу, пытаясь разобраться в себе и в религии. В российской столице Наталья не прижилась и через несколько месяцев вернулась в США. Поселилась в Питтсбурге, влилась в еврейскую общину.
– Когда я поняла, что готова пойти к шадханит (сваха. – ред.), выйти замуж, то стала думать, хочу ли я растить своих детей в традиции Хабада (направление ортодоксального иудаизма. – ред.). И тут для меня решающим моментом стал именно Ребе. Потому что некоторые вещи мне было тяжело принять, например, я не хотела надевать шейтл (парик, который носят замужние женщины. – ред.). И я колебалась, нужно ли усложнять себе жизнь, не выбрать ли другое направление. Но в тех направлениях не было Ребе. И я для себя решила: раз Ребе сказал, значит, так надо, значит, это чтото очень важное, – рассказала Наама Теплицкая корреспонденту альманаха «Лехаим».
Зимой прошлого года некоторые издания написали о том, что внучка Владимира Высоцкого, выходя замуж, обрила голову согласно традициям иудаизма. Наама опровергает эти домыслы.
– Больше всего взбудоражила публику история про мою бритую голову. Могу всех успокоить – в Хабаде этого не делают. Есть направления, в которых женщины действительно бреют голову, в этом нет ничего плохого, но в Хабаде такой традиции нет, – пояснила она.
Своего знаменитого родственника Наама не застала: родилась через год после его смерти. Да и с отцом после развода родителей виделась редко. Но груз известной фамилии давил: по ее словам, излишнее внимание раздражало. А оценить талант деда смогла только во взрослом возрасте.
Но теперь Наама с мужем задумались о переезде в Россию всем своим большим семейством. Она полагает, что это родство может ей помочь привлечь людей к вере.
– Я уехала из Москвы, когда мне было 14 лет, ненадолго приезжала в 2006‑м. У меня сохраняется российское гражданство. Сейчас мы с мужем обсуждаем, где наше место, где жить, что нам делать с нашей жизнью. И мы думаем, что, может быть, было бы правильно вернуться в Россию. В позапрошлом году сюда приезжала группа женщин из России, которую привезла ребецн Хани Лазар. Они заходили в синагогу, беседовали с нашей ребецн, меня попросили быть переводчиком. Мы с ними долго разговаривали – как я пришла к еврейству, почему стала баалат тшува. И у них было такое доверие в глазах, что я подумала: может, мне стоит говорить с людьми, рассказывать о своем пути. Потом они увидели все эти статьи в интернете про меня и обрадовались: «Ой, она же была нашим переводчиком». Так что, наверное, все это не просто так: и фамилия, и связь с Владимиром Семеновичем. Надо понять, для чего мне это дано. Может, кто‑то заинтересуется мной как внучкой того самого Высоцкого, а потом через это найдет свой путь или получит ответы на какие‑то вопросы, – надеется Наама Теплицкая.