В Кимрах собираются снести единственное в Европе общественное деревянное здание в стиле модерн

В Кимрах собираются снести единственное в Европе общественное деревянное здание в стиле модерн
Фото: Сергея Корнеева
Небольшие Кимры, что в Тверской области, называют столицей деревянного модерна. Здесь сохранилась восхитительная историческая застройка. Краеведы даже предлагают ввести особый термин «кимрский модерн». И павильон стадиона «Красная звезда» — уникальный. Но над ним нависла угроза.

В 1962-м футболисты из кимрской «Красной звезды» в первой половине матча громили москвичей из «Торпедо» — 2:0. После перерыва столичная команда отыгралась, но победный гол забили чудом, за минуту до конца матча. Сегодня под угрозой быть разбитым оказался павильон стадиона «Красная звезда». Уже нет государства, при котором он был построен. Кимры лишились футбольного клуба. А он, деревянный красавец с характерной башенкой может не выдержать натиска местных чиновников. К слову, зданию скоро исполнится сто лет.

— Это уникальный объект, — рассказывает Алексей Молчанов, координатор «Том Сойер Фест. Кимры» — фестиваля волонтеров, которые реставрируют исторические здания. — Павильон возвели к одной из первых спартакиад СССР в 1925 году. Планировался как временный, строили без фундамента. Но, видимо, работали на совесть. Он прекрасно сохранился и стоит до сих пор!

По мнению местных властей, павильон находится в аварийном состоянии и со дня на день упадет. Наверное, по чиновничьей логике, погребет под собой Кимры целиком. Вместо реставрации они планируют снос. Местная инициативная группа предлагает альтернативу: здание отреставрировать и сделать одним из символов города.

— Была сделана странная экспертиза, — продолжает Молчанов. — Когда читаешь, ощущение, что эксперты приехали, посмотрели на здание и уехали.

На территории стадиона расположена спортивная школа № 1. Ее сотрудники не согласны с тем, что павильон стоит спасать. Я разговорился с ними на улице. В их голосах горечь и накопленное бессилие. «Весь город в руинах», «Каково жить в этом?», «Да что красивого в этой рухляди?». Но видно, что даже им жалко «старого приятеля». Многие помнят, как детьми шли сюда на матч, а на балкончике переворачивали большие панели с цифрами, обозначающими счет. Ни слои облупившейся краски, ни просевшие доски не лишают здание очарования. Но я переадресовываю жестокий вопрос Алексею: ради чего стоит бороться за павильон?

— Во-первых, это единственный деревянный спортивный объект в России, оставшийся от СССР. Во-вторых, это, наверное, единственное сохранившееся в мире общественное деревянное здание в стиле модерн. И точно единственное в Европе. Деревянного модерна, в принципе, сохранилось мало. В-третьих, стадион примечателен исключительно павильоном. Убери его — рутинный стадион на окраине города. Снесут — никому и сам стадион не будет нужен.

«Кимряк из глины сапоги слепит!» — говорили когда-то про местных мастеров. В кимрских сапогах щеголяла вся Российская империя. В конце XIX века и в эпоху НЭП (1921 – 1928 годы) город достиг расцвета. Открылись представительства иностранных фирм. Появился банк. Разбогатевшие купцы и промышленники строили дома, которые сегодня признаны памятниками архитектуры. Строили по моде эпохи: круглые окошечки, плавные формы, замысловатая плитка с цветочным узором, кое-где остались разноцветные стекла. Даже те здания, что сегодня в плохом состоянии, восхищают. Кимры — музей под открытым небом. Известный краевед Александр Можаев назвал их уникальным городом и советует посетить это место скорее, пока здания не разрушили окончательно.  

Известно, что реставрацией заинтересовался московский футбольный клуб. Они попросили пока не называть их. Но уже наняли реставратора, который занимается проектом и сметой. Ведется поиск инвестора. Однако если павильон снесут, то все станет бессмысленным. Строить точную копию —все равно, что искажать историю. Важно сохранить уникальное историческое здание.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Фонд «Правда» разобрал здание ИМРД на Ивановской горке
Ради немки-любовницы император сослал жену в монастырь