Вице-губернатор Петербурга по транспорту Максим Соколов, еще будучи главой Минтранса, утвердил «Концепцию развития объектов дорожного сервиса», которая изменила порядок постройки на трассах федерального значения заправок, мотелей, кафе и магазинов. Новое законодательное регулирование усложнило процесс получения земельных участков и стало своеобразным искусственным ограничителем по допуску предпринимателей. Но для бизнес-партнеров Соколова ограничений не существует. Им согласовывают десятки гектаров земель, на чем друзья вице-губернатора зарабатывают деньги. Возможно, свой интерес в бизнесе друзей имеет и сам чиновник из Смольного.
«Златоносный дорожный сервис»
Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» является разработчиком «Концепции размещения объектов дорожного сервиса (ОДС)». Это основополагающая программа для развития сервисной инфраструктуры на дорогах общего пользования федерального значения в России. Ее разработка была продиктована несколькими факторами. А именно, необходимостью устранить неравномерное развитие трасс, остановить бесконтрольную выдачу земель бизнесменам и стихийную застройку плохо оборудованными объектами сервиса. А также намерением реализовать инвестиционно-экономический потенциал дорог. В итоге «Росавтодор» предложил усилить контроль государства над ОДС, разработать законодательную базу, стандарты для объектов и механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) с выделением инвесторам под застройку земельных участков на льготных условиях с назначением платы за пользование недвижимостью.
В то время глава Минтранса РФ Максим Соколов (возглавлял ведомство с 2012 по 2018 год) высоко оценил концепцию. В конце 2013 года программа была одобрена министерством с поручением «Росавтодору» проработать механизмы заключения партнерств, создать законодательную базу, учесть нюансы выделения участков. В 2014 году был готов план развития, в 2016 году федеральное дорожное агентство приступило к реализации Генеральной схемы размещения ОДС. В 2017 году концепция была запущена в работу.
Интерес Минтранса к проекту был продиктован его потенциальной прибыльностью из-за перспектив увеличения грузооборота в РФ, а также перспективами быстрых темпов развития транспортной инфраструктуры и возможностью привлечения инвесторов к крупным проектам. Во многом ожидаемые прогнозы сбылись. По данным РБК, за 2014 год автомобильный грузооборот в России составил 136,5 млрд т·км. К концу же 2020 года этот показатель был увеличен почти в два раза – до 271,5 млрд т·км. Интерес к развитию ОДС проявил бизнес. Например, на апрель 2021 года в Республике Башкортостан заявлено 40 инвестиционных проектов в сфере придорожного сервиса на общую сумму более 5 млрд рублей, а власти готовы отдать под различные проекты 518 участков. Будущее в развитии ОДС видят и в сфере туризма. Так, вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников в конце марта 2021 года заявлял, что сегодня для развития внутреннего туризма в РФ требуется развитие придорожной инфраструктуры. На основных «туристических коридорах» нужны стоянки, мотели, теплые туалеты и пункты общественного питания.
Утверждение концепции Максимом Соколовым централизовало в руках власти решения по строительству ОДС, их размещению и типу. Теперь бизнесмен не может выбрать интересующий его участок на любой трассе и построить объект на свое усмотрение. Сегодня объекты придорожного сервиса строятся в соответствии с принятой в регионе Генеральной схемой размещения ОДС, установленными стандартами и в согласованных зонах. Власти определяют необходимость постройки АЗС, мотеля, магазина или многофункционального комплекса (совокупность разных ОДС в одном месте – принцип кластера). В зависимости от потребностей согласовывается выделение земельного участка на льготных условиях и оказание иной поддержки.
В свою очередь, созданное при Максиме Соколове усиление подконтрольности строительства ОДС в отведенных зонах и стандартизация стали своеобразным искусственным ограничением, а также «фильтром» для бизнесменов. Так просто получить землю и согласовать возведение мотелей, заправок сегодня уже не получится.
Зарабатывают избранные?
Формально проблем с выделением участка под инвестпроект нет и процесс выглядит демократично - нужно лишь собрать комплект документов, подать заявку через госуслуги, а после ее одобрения подписать с собственником соглашение о передаче недвижимости в управление на праве ограниченного пользования (сервитута). На деле сторонней компании очень сложно пройти процесс согласования документов, а потому от «Росавтодора» землю просто так не получить. Чтобы приобрести недвижимость, нужно «заинтересовать» сотрудников учреждения, либо иметь в ведомстве друзей, либо самому быть высокопоставленным чиновником, чтобы влиять на выделение участков для бизнеса своих партнеров. У Максима Соколова, как у бывшего министра РФ, а ныне транспортного вице-губернатора Петербурга, таких возможностей хоть отбавляй. И, похоже, он ими мог воспользоваться, чтобы завести друзей. Вероятно, свой интерес в бизнесе партнеров имеет и сам чиновник.
В реестре площадок отдыха и ОДС «Росавтодора» наша редакция нашла три объекта - заправочную станцию, мотель и пункт общественного питания, построенные на трассах А-121 «Сортавала», А-321 «Барнаул-Павловск», «М-4 «Дон». Предположительно, все ОДС принадлежат одному юридическому лицу - ООО «Сатурн».
Компания со схожим названием, сферой деятельности по строительству и управлению недвижимостью находится в структуре активов Николая Сергеенко и братьев Перминовых. Сергеенко – бывший учредитель строительной компании «Корпорация С», которую создал Максим Соколов. По данным СМИ, Перминовы – бывшие топ-менеджеры указанного юрлица. Помимо этого бизнесменов связывает с чиновником владение общими с его семьей активами – компаниями «Территория инвестиций» и «Икс-Клиника». В первой долю имеет старший сын Соколова, а во второй – его супруга Анжелика Рыскова.
Отдельно Николай Сергеенко владеет ООО «КН-ИНВЕСТ». В июле 2020 года компания получила в распоряжение на праве ограниченного пользования (сервитута) земельный участок площадью 46,68 га на трассе А-181 «Скандинавия». Распоряжение «Росавтодора» дает возможность юрлицу построить на выделенной земле мотель, площадку для отдыха, АЗС, автомагазин и иные объекты, прописанные в соглашении.
В чем выгода друзей Соколова?
Предоставление земельного участка на льготных условиях само по себе большая выгода, так как за собственные средства его под проект покупать не нужно. Между тем стоимость недвижимости для подобной коммерческой деятельности огромна. Для понимания покажем цену участка под ОДС около Петербурга, продающегося сейчас на «Авито» и находящегося примерно на равной удаленности от центра города, как и объект «КН-ИНВЕСТ».
Так, земельный участок на первой линии федеральной трассы «Сортавала» площадью всего лишь 0,96 га стоит 27 млн рублей. По аналогии цена участка «КН-Инвест» в 46,68 га может достигать 1,26 млрд рублей.
Участок размером в 46,68 га, что сопоставимо по размерам примерно с 40 футбольными полями, позволяет «КН-ИНВЕСТ» построить любой ОДС – от АЗС с магазинами до многофункционального кластера с мотелями, охраняемыми парковками, кафе, ремзоной – и получать с этого огромную прибыль. Одна только заправка, купленная, например, по франшизе «Газпрома», может дать среднемесячный оборот в 7,5 млн рублей. Можно будет даже не удивляться, если в будущем там появится какой-нибудь апарт-комплекс.
В конечном итоге недвижимость можно оценить как подконтрольный актив, интерес к которому могут проявить другие игроки рынка. Не исключено достижение договоренностей или получение оплаты, после которых владельцы откажутся от сервитута, а новому хозяину помогут его получить в «Росавтодоре». Либо же произведут «перемену лиц в обязательстве» для передачи сервитута в обход законодательства. Отметим, Гражданский кодекс РФ запрещает прямую передачу объекта, находящегося в праве ограниченного пользования, третьим лицам. Законодательная база России содержит множество пробелов и позволяет реализовать самые разные «схемы» по завладению имуществом. Причем на условно легальных основаниях. Поэтому не стоит исключать сценарий, при котором собственник участка в 46,68 га в будущем выставит землю на продажу. А друзья Соколова, как арендаторы и владельцы построенной недвижимости, вполне смогут забрать участок в собственность по «праву преимущественного выкупа» по кадастровой стоимости за копейки.
«КН-Инвест» и «Сатурн» не единственные на рынке, которым благоволит судьба, и так совпадает, что в партнерах у владельцев юрлиц есть вице-губернатор Санкт-Петербурга. Как сообщали СМИ, компаниям «Техносфера Инжиниринг» и «Техносфера» Константина Ходосовского необычайно везет на получение госзаказов в дорожной сфере. Множество контрактов заключается в условиях отсутствия конкурентов как с единственным поставщиком. И это несмотря на присутствие на рынке большого количества конкурирующих компаний. Журналисты объясняли это тем, что Ходосовский является другом семьи Максима Соколова. Возможно, это не единственные удачливые представители бизнеса, которых Петербургу доведется увидеть в будущем.
Напомним, на данный момент антикоррупционную экспертизу проходит постановление о передаче полномочий по содержанию улично-дорожной сети города от Комитета по благоустройству в ведение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Это уже вторая волна ротации полномочий ведомств за последний год. В начале 2021 года Смольный согласовал реорганизацию транспортной сферы. Три подведомственных КРТИ госучреждения перешли под контроль Комитета по транспорту: Центр управления парковками, Дирекция организации дорожного движения и Центр транспортного планирования.
Работу КРТИ и Комтранса курирует Максим Соколов. После перехода на должность в Смольный в 2019 году он провел ротацию кадров в подконтрольных ведомствах. На руководящие посты пришли управленцы, связанные с ним по работе в министерстве транспорта. Главой КРТИ стал Андрей Левакин – бывший руководитель ФКУ «Ространсмодернизация», подчиняющегося Минтрансу. Председателем Комтранса был назначен Кирилл Поляков. В СМИ его характеризуют как лучшего друга вице-губернатора, который к тому же работал советником весь срок Соколова на посту главы Минтранса.